Томас де Ваал: Россия для Армении является основным гарантом безопасности, защитником и союзником

Ведущий аналитик вашингтонского Фонда «Карнеги» Томас де Ваал считает, что Армеия не хочет колониальных отношений с Россией.

Как передает AZE.az, ведущий аналитик вашингтонского Фонда Карнеги, эксперт по Кавказу Томас де Ваал заявил Радио Азатутюн о том, что армяне традиционно не поднимают восстание из-за социальных проблем. Кроме этого, эмиграция также приводит к смягчению напряженности – часть людей, которые могли бы выйти протестовать на улицы, предпочитают покинуть страну, считает эксперт.

«Акции протеста в Армении продолжатся. И как в любом обществе, трудно предсказать, из-за чего конкретно они будут возникать. Но я не думаю, что они будут происходить из-за социальных проблем. Люди выйдут на улицы из-за политической проблемы. Мы можем предугадать непредсказуемое, потому что большинство населения недовольно ситуацией в стране, в то время как основные оппозиционные силы не смогли консолидировать общественное недовольство, – отметил эксперт и добавил: Но мы сможем стать свидетелями спонтанно возникающей ситуации, когда из-за какой-нибудь конкретной проблемы люди выйдут на улицы, и наступит время, когда эти акции протеста станут носить серьезный характер. Будет ли это в 2014 году – может быть и нет, но в один день это может произойти в Армении».

Говоря о решении властей Армении вступить в инициированный Россией Таможенный союз, американский эксперт отметил, что Армения взяла обязательство вступить в Таможенный союз, но это длительный процесс.

По его словам, Армения, и конкретно президент Серж Саргсян, желала оставить открытыми свои возможности, она хотела сотрудничать и с Европой, и с Россией, но фактически по политическим причинам, и, конечно, под давлением России, Армения была вынуждена сделать выбор, и выбрать Россию.

«Но я считаю, что есть множество вопросов, связанных с Таможенным союзом, в том смысле, насколько жизнеспособным он будет. Мы уже видим некоторые противодействия и неудовольствия со стороны президента Казахстана Назарбаева и президента Белоруссии Лукашенко. Каждый из них имеет свои собственные, отличающиеся от других взгляды на Таможенный союз. Они считают его скорее средством углубления экономического сотрудничества. Такова, в частности, позиция Казахстана. Тогда как для Владимира Путина это скорее, так сказать, политический проект. Так что, думаю, мы увидим некоторые проблемы касательно Таможенного союза, и вопросы о том, состоится ли этот союз вообще, продолжают оставаться», – отметил эксперт.

Томас де Ваал считает, что решение о вступлении в ТС действительно будет иметь определенное влияние в плане внутренней политики.

«Думаю, общественность Армении не настроена так пророссийски, как политическая элита. Народ хочет видеть Россию в качестве гаранта безопасности, общественность выступает за связи с Россией, но за последние 10 лет мы видим, что армянская общественность выросла, и говорит – Армения – это Армения, а Россия – Россия. Она не хочет этих похожих на колониальные отношений с Россией. А это именно то, что дает Таможенный союз», – отметил де Ваал.

Говоря о ситуации вокруг Нагорного Карабаха, сложившейся после решения Армении вступить в Таможенный союз и возобновления армяно-азербайджанского диалога на уровне президентов, Томас де Ваал отметил, что Россия для Армении является основным гарантом безопасности, защитником и союзником. В этой связи согласие на вступление в ТС, по мнению американского аналитика, имеет также оборонную составляющую, о чем говорил и президент Саргсян.

Положительная сторона встреч двух президентов состоит в том, что воинственная риторика уменьшается, отметил Ваал.
Комментируя возможные развития в армяно-турецких отношениях в контексте недавнего визита в Ереван министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу, де Ваал отметил, что сам факт визита уже был важен, этим было показано, что Давутоглу заинтересован в армяно-турецких отношениях и хочет видеть какие-то развития.

«Визит Давутоглу в Ереван, на мой взгляд, следует оценивать положительно. С другой стороны, если рассматривать его ереванские встречи и обсуждения по сути, то ясно, что между двумя сторонами продолжают оставаться большие разногласия. И на самом деле разногласий даже больше, чем до подписания армяно-турецких протоколов в 2009 году. Дело в том, что Турция решила связать нормализацию отношений с Арменией с карабахским урегулированием и Азербайджаном, в то время как Армения настаивает, что эти два процесса нужно рассматривать по отдельности».