Армянская сторона вернет оккупированные территории, исходя из внутриполитической ситуации

После апрельского обострения на фронте в карабахском урегулировании начались бурные процессы, параллельно которым были «рассекречены» предложения посредников.

Как сообщает AZE.az, сначала Серж Саркисян «рассекретил» Казанский план, который, по сути, является модификацией Мадридских принципов. Затем устами близких к Кремлю экспертов были допущены утечки о готовности армянской стороны к уступкам, пишет Lragir. «Эстафету» приняли бывший и нынешний сопредседатели Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза и Джеймс Уорлик, которые, фактически, полностью «рассекретили» план переговоров.

Как правило, «рассекречиваются» предложения после того, как они перестают быть актуальными, и начинается новый раунд переговоров. Но «рассекречивание» имеет также смежное значение – стимулирование каких-то внутренних и внешних процессов.

Таким образом, Апрельская война стала своеобразной вехой, за которой начинается новый раунд – со своими задачами и трендами. Они уже довольно заметны. Кроме того, Апрельские события выявили ряд обстоятельств, которые могут сыграть важную роль на новом этапе «урегулирования».

Во-первых, выяснилось, что в Армении сфере обороны и безопасности проводилась преступная политика, армия была оставлена на произвол судьбы. После частичного раскрытия коррупционных схем стало ясно, что имевшихся средств вполне хватило бы на перевооружение армии и предотвращение блицкрига.

Следующим важным обстоятельством стала внешняя политика, вернее, ее отсутствие. По своей преступности она не уступала тому, что произошло в сфере обороны, более того, именно она допустила апрельские события.

И, пожалуй, самое главное – стало ясно, что никто не требовал от армянской стороны уступок, в том числе территориальных, кроме Азербайджана и России (о России тут тоже нужно говорить с оговорками). Свидетельством тому – «сепаратное» перемирие после Апрельской войны и трехсторонняя встреча в Санкт-Петербурге.

Власти в результате такой политики оказались лицом к лицу с обществом и собственными проблемами, и это был неожиданный пассаж, в том смысле, что традиционные аргументы уже не работали. Эти аргументы сводились к тому, что есть международное давление по поводу сдачи территорий, а «объективные» экономические причины не позволяют решать задачи обороны и безопасности.

Как сказал один из близких к Кремлю экспертов, если армянская сторона вернет оккупированные территории, то только исходя из внутриполитической ситуации.