Карабах. Почему невозможен военный паритет

Российский кредит. Что он даст армянской армии?

До сих пор эксперты разных стран ломают голову над тем, как Армения собирается израсходовать льготный кредит в 200 миллионов долларов, выданный Москвой на модернизацию армянских вооруженных сил. Армянский министр обороны Сейран Оганян даже заявил, что Ереван уже размещает заказы на предприятиях российского ВПК, а некоторые виды вооружений, якобы,  поступают в Армению.

Правда, в самой Армении многие уверены, что «оборонный кредит» будет тратиться для поддержания прежних тарифов на электричество, о чем уже писали и мы, и российские, и даже армянские СМИ. Но разговоры о сенсационных военных закупках Армении до сих пор циркулируют как в обществе, так и в международной прессе. Поэтому давайте зададимся вопросом: «Насколько реальны поставки таких российских вооружений Армении, которые смогли бы обеспечить военный паритет между Баку и Ереваном?».

Алексей Синицын, главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу:

– Мало, кто обратил внимание на то, что только армянские официальные лица публично  говорили о перспективах использования российского 200-миллионного кредита. Замминистра обороны Ара Назарян обмолвился о «соблюдение баланса в вооружениях», а куда более словоохотливая пресс-служба армянского президента витиевато заявила о том, что российские миллионы долларов позволят «значительно расширить ассортимент современных вооружений в арсенале армянских Вооруженных сил». Как будто речь идет о магазине на какой-нибудь ереванской улочке.

И, вот, уже экс-министр обороны Вагаршак Арутюнян сообщает, что «закупка Арменией российского оружия удерживает Баку от широкомасштабной войны». Как же так получается, закупки по кредиту рассчитаны на три года, физически еще никакого оружия невозможно было поставить, и, тем более, разместить в Карабахе, а Азербайджан уже испугался? Только чего? Банковских документов?

Но СМИ продолжают нагнетать обстановку, предлагая свои площадки для яростных «экспертных дискуссий» на «оружейные темы» – например, поставит или не поставит Россия пресловутые оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) «Искандер-М» Армении. Даже известный российский политолог, правда, от военного дела далекий, Федор Лукьянов глубокомысленно не исключил продажу этих ОТРК Еревану.

Давайте, наконец, поставим все точки над «i». Большинство споров – абсолютно бездоказательны, и напоминают анекдот о блондинке, которая считает, что с вероятностью 50% может повстречаться с динозавром на улице: то ли встретит, то ли нет. Не увидит блондинка динозавра, а армяне – «Искандеров». И вовсе не потому, что, как считают некоторые армянские, азербайджанские и российские аналитики, ракеты ОТРК наводятся на цель со спутников, а Армения не имеет космических средств наблюдения. Так и хочется обратиться к коллегам с напоминанием: нельзя спорить о предмете, о котором сам имеешь более чем смутное представление. «Искандер» – это не торчащие в воздух парочка ракет. Это – комплекс, в который самостоятельной единицей входит «пункт подготовки информации». Он максимум за две минуты может получить информацию, как со спутника, так и с самолета, вертолета, беспилотника и, вообще, сопряжен со всеми средствами разведки.

Кстати, дело и не в «цене вопроса», мол, армянам не хватит никакого кредита на покупку «Искандеров», одна ракета которого стоит около пяти миллионов долларов. Проблема в другом.

Когда-то советский лидер Никита Хрущев думал, что пугает «доверчивых американцев» заявлениями типа «у нас ракеты, как колбасы с конвейера соскакивают». Но ракеты, их комплексы – не колбасы. Их производство – сложнейший цикл, рассчитанный на годы вперед, точно так же, как и заказы. Совсем недавно прошел т.н. «единый день приемки военной продукции ОАО «НПК «КБМ», которое сдало Министерству обороны России очередной – пятый в рамках долгосрочного контракта – полный комплект ОТРК «Искандер-М». Это 51 единица техники с полным боекомплектом ракет, арсенальным комплектом и учебно-тренировочными средствами. Передача оружия проходила в Учебном центре боевого применения Ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск РФ. Бригада, которая комплект получила, в этом самом центре и будет его осваивать. А шестой комплект сдадут в ноябре, к российскому военному празднику – Дню ракетных войск и артиллерии.  И так, по распоряжению Путина, до 2020 года. Пока все российские ракетные бригады не оснастят ОТРК «Искандер». График напряженейший – 12 комплексов на бригаду, и никакая Армения в него просто не сможет вклиниться.

В Армении, по-моему, это понял только престарелый генерал Аркадий Тер-Тадевосян, который откровенно признал, что никаких «Искандеров» у армян нет и не будет. Но зато он нашел чем повергнуть Азербайджан в трепет. Так прямо и заявил: «Я имею в виду старые добрые советские баллистические ракеты «Скад». Несмотря на то, что этим системам до «Искандеров» далеко, дать достойный ответ на любое поползновение противника они вполне способны». Так вот, не способны. Тер-Тадевосян, вообще, сбился на старческий бред: «Учитывая наличие на территории Азербайджана сети трубопроводов, десяток армянских ракет нанесут этой стране несравнимо больший урон, чем пущенные Азербайджаном по Армении и Арцаху 100 ракет». Армянские потери в живой силе и технике он не учитывает? Трубопроводы важнее людей?

Во-первых, ракетами трубопроводы не поражают, так же, как не стреляют из пушек по воробьям. Во-вторых, десяток ОТРК 9К72 «Эльбрус», которых все предпочитают, как натовцы, называть Scud («Порыв ветра», «Шквал») остались армянам в наследство от 7-ой армии ВС СССР. Вы можете пылинки с них сдувать, но все гарантийные сроки эксплуатации этих комплексов не раз прошли. Ракеты просто не стартуют или свалятся с курса в самом неожиданном месте. При этом не факт, что они вообще взорвутся. В российских войсках «Скады» ровно 15 лет, как отправлены на хранение, их уже понемногу утилизируют. О каком  боевом применении этих «Скадов» армяне говорят, я лично понять не могу.

Но, может быть, по каким-то другим видам вооружений Ереван достиг паритета с Азербайджаном? Давайте, вооружимся фактами, которые, как известно, самая упрямая вещь на свете. Итак, официальная информация: в Азербайджан РФ поставила 100 современных танков Т-90 в полной комплектации. У Армении один такой танк, подаренный Сергеем Шойгу за участие в проигранном россиянам танковом биатлоне. Как покрыть эту чудовищную разницу для достижения паритета с учетом того, что сами поставки оружия занимают несколько лет?

В 2010 году Алжир заключил с «Рособоронэкспортом» контракт на поставку 185 готовых танков Т-90 на сумму более 250 миллионов долларов. Произведите несложные подсчеты, сделав сверхвозможную скидку на то, что армяне каким-то чудом закупят танки прямо на «Уралвагонзаводе». Все равно уйдет более половины кредита, который через 13 лет придется возвращать. А ведь надо еще и о боевой авиации подумать.

С ней в Армении удивительные вещи происходят. Еще 2 года назад  армяне громогласно заявили, что «Армения планирует обновить свои военно-воздушные силы, закупив в России новые истребители, штурмовики, вертолеты и даже бомбардировщики». С самолетами у Еревана ничего не вышло, а, вот, вертолетов (правда, стареньких) у армянских ВВС можно наскрести около двух десятков, из них менее половины – ударные. Азербайджан же совсем недавно закупил 60 транспортных вертолетов Ми-17 и 24 ударных Ми-35М. Предлагаем задачку на сообразительность: сколько денег Армения должна потратить  для достижения паритета в воздухе, если ВВС Перу готовы заключить контракт на покупку таких же шести ударных вертолетов за 120 миллионов долларов.

Но, может быть,  «баланс сил» Армении удастся соблюсти за счет глубокой модернизации военной техники, о чем армянские военные всегда готовы радостно рапортовать?  Сам  начальник Генштаба ВС Армении генерал-полковник Юрий Хачатуров разразился целой статьей о развитии собственных ракетных войск и артиллерии, естественно, «с учётом мировых тенденций». А как пример привел модернизацию находящихся на вооружении армянской армии реактивных систем залпового огня БМ-21.

Я не знаю, какое отношение к «мировым тенденциям» в артиллерии имеет замена давно выработанных  бензиновых двигателей на дизельные, но скажу читателям, что «Град-21» – это, своего рода, воинский реликт. Уже более четверти века, как эти системы сняты с производства. С азербайджанской стороны им противостоят новые РСЗО «Смерч». По дальности стрельбы «Смерч» превосходит «Град-21» в 3 раза, а по площади поражения – почти в пять. Угадайте с трех раз, чьей победой может закончиться артиллерийская дуэль в зоне карабахского конфликта.

И в завершении, любопытный факт. Когда в армянском парламенте шло голосование по ратификации соглашения о российском кредите, армянским депутатам предложили ознакомиться с секретным списком возможных военных закупок. Но подавляющее большинство парламентариев отказались в него даже заглянуть. Почему не сработало природное армянское любопытство? Боялись, что позже их обвинят в утечке информации, которая в Армении неизбежно произойдет? Или понимали, что «секретный список» – фикция, а деньги уйдут на чиновничьи «распилы», латание бюджетных дыр и привычную закупку старых образцов, только в этот раз в кредит, а не за наличные? Наверное, они быстро поняли, что все заявления о «расширении ассортимента современных вооружений» в армянском арсенале – лишь очередная пиар-акция? Что ж, тогда армянские законодатели умнее своего президента и правительства.