Российский кредит. Что он даст армянской армии?

Митинговые протесты в Армении, очевидно, надо называть не «цветной», как это делают некоторые эксперты, а «странной революцией». 

Борьба за  возвращение прежних тарифов на электричество только прикрывала основное требование демонстрантов – подвергнуть ревизии весь спектр  российско-армянского сотрудничества, которое армянскому обществу видится как отношения метрополии и колонии. Удивительно, но к взаимной радости, как протестующих, так и властей, армянам очень быстро удалось достичь тактических успехов.

Москва согласилась заморозить тарифы до окончания аудита компании «Электросети Армении», подтвердила договоренности о скидках на свой и так достаточно дешевый газ, почему-то решилась  передать всем известное дело Пермякова армянскому правосудию. Но, главное, Россия готова предоставить Армении льготный кредит в 200 миллионов долларов на закупку оружия и модернизацию армянских вооруженных сил. Этот факт требует особо тщательного анализа.

 

Алексей Синицын, главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу:

– Сообщение о том, что Россия предоставляет Армении льготный кредит на 200 миллионов долларов для военных нужд, буквально, взорвало интернет. С легкой руки армянской «Жаманак» пошла гулять по страницам газет  и медиа-ресурсам информация  о том, что Россия поставит Армении оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер-М», зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С», бронемашины «Тигр», противотанковые комплексы  и другое вооружение. То, что никаких официальных подтверждений российской стороны об этом не было, никого не смутило. Наиболее продвинутые «эксперты» вспомнили  прошлогоднее заявление армянского военного министра Сейрана Оганяна о том, что «с Россией достигнута договоренность о приобретении современных и дальнобойных  ракетных комплексов», а наиболее ретивые даже сообщили о начале российских военных поставок в Армению.

Конечно, самое большое внимание публики привлекла якобы имевшая место сделка по ОТРК «Искандер-М». Россия допускала утечку информации о своих переговорах по продаже этих комплексов Сирии, Индонезии, теперь заговорили о новом адресе – Саудовской Аравии. Но всегда подчеркивалось, что раньше 2016 года никаких поставок «Искандеров» за границу не будет. И вдруг – гром среди ясного неба – Ереван не только скоро получит  современные ракетные комплексы, но еще и в российской, а не в экспортной версии с заметно меньшей дальностью стрельбы.

Но меня, буквально, преследует ощущение дежавю. Ровно два года назад все армянские СМИ, захлебываясь от восторга, сообщали о поставках армянской армии комплексов «Искандер» да еще совершенно бесплатно. Блефовали, как обычно. На самом деле Москва собиралась направить на свою 102-ую военную базу эти ОТРК в качестве ответа на развертывание в Турции американского радара системы AN/TPY-2. Но очень скоро от идеи переброски ракетных комплексов «Искандер» в Армению отказались. Выдвижение  к границам какого-либо государства ударных вооружений подобного класса всегда рассматривалось как политический демарш. Именно поэтому Москва не собирается размещать «Искандеры» на границе со странами НАТО в балтийском регионе, по крайней мере, до 2018 года. А ведь может сделать это уже сегодня – в прошлом декабре  ОТРК «Искандер-М» на 5 дней были переброшены в рамках внезапной проверки боеготовности группировки войск в Калининградскую область.

Турция тоже член Альянса, но это единственная страна Североатлантического блока, не поддержавшая антироссийские санкции.  А ведь есть еще и крайне необходимый России «Турецкий поток». Тогда зачем Москве провоцировать Анкару, поставляя столь мощное оружие Армении, которая официально заявляет о своих территориальных претензиях к Турции? Не будет никаких «Искандеров» в армянской армии, они так и останутся несбывшейся мечтой ереванских стратегов.

Разные эксперты сейчас увлечено спорят – на закупку какого вооружения хватит Еревану выделенных 200 миллионов. Вопрос надо ставить иначе – сколько денег у армян останется на нужды армии. Замминистра обороны Ара Назарян клялся, что ни цента из этого кредита не уйдет на сторону. И это заведомая ложь. В Армении свершившимся фактом считают предстоящую трату 50 миллионов долларов (2,5 млрд руб.) на покрытие потерь «Электрических сетей Армении» от замораживания тарифов. В бюджете денег нет и придется брать их из российского кредита. Даже президент Саргсян, скрепя сердце, не исключил такую возможность.

Его правительство пообещало субсидировать «Электросети Армении» до окончания независимого аудита. А он будет долгим. Теперь российская компания подает в суд на своих должников – армянских олигархов. А это значит, что аудит будет еще и традиционно скандальным. Кстати, все тарифные потери «Электросетей Армении» оцениваются в сопоставимые 4,3 млрд рублей, которых тоже неоткуда взять.  Что ни говорите, но придется выгребать их из «оружейного кредита», иначе жизнь в Армении просто встанет.

А пока армянские деятели хвастаются, что покупать российское оружие они будут по внутрироссийским ценам, прямо с оружейных заводов. Что ж, Генсек ОДКБ Николай Бордюжа  действительно с гордостью заявил, что в 2014 году подобные льготные поставки «позволили странам ОДКБ сэкономить 500 миллионов долларов». Только более 80%  этой экономии пришлось  на Белоруссию и Казахстан. Тогда сколько осталось армянам с учетом того, что из тройки оставшихся союзников Москва приоритетно вооружает Киргизию и Таджикистан? Поэтому Ереван-то лучше всех знает, что современное оружие – удовольствие дорогое. Конечно, российское вооружение – одно из лучших в соотношение цена/качество, но эти цены для Армении могут оказаться неподъемными даже в льготном формате.

Меня почти умиляют те зарубежные комментаторы, которые считают Москву просто обязанной восстановить баланс сил между Арменией и Азербайджаном. Доходит до смешного – журнал Moscow Defense Brief пишет: «Из политических соображений российской стороне необходимо придерживаться демонстративной «паритетности» в поставках вооружения Азербайджану и Армении. То есть из-за заключения контракта на поставку Азербайджану танков Т-90С необходимо осуществить поставку хотя бы небольшой партии этих танков в Армению». Ну, как объяснить коллегам, что не может быть военного паритета, когда одна страна закупает у производителя техники на 4 миллиарда долларов, а другая ходит к нему с кредитом, который от этого же производителя получила. Пусть эксперты Moscow Defense Brief поедут вместе с армянскими представителями в Нижний Тагил и вместе выслушают, что им ответят  на Уралвагонзаводе на предложение продать танки Т-90 за бесценок, а  еще лучше подарить. Не ереванский же базар, в конце концов.

 И все же многих волнует животрепещущий вопрос – а если у Еревана шанс получить от России действительно современное оружие в серьезных объемах? Конечно, есть, но с одним «но». В рамках Договора о коллективной безопасности  Москва усиленно работает над созданием  Единой (Объединенной) системы противовоздушной и противоракетной обороны ОДКБ. Решение о переводе идеи общего ПВО/ПРО в практическую плоскость было окончательно принято на заседании Военного Комитета ОДКБ в Екатеринбурге в ноябре прошлого года. И руководил им не Николай Бордюжа, а Начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов. Москва хочет создать противоракетный щит от натовских крылатых ракет и самолетов на дальних подступах от своих границ. В этом контексте возможны поставки каких-то новых зенитно-ракетных комплексов в Армению.

Однако решение об их использовании будет приниматься не в Ереване, а в Национальном центре управления обороной государства. Естественно, российского, а не армянского. И стоять дивизионы этих ЗРК будут не в Карабахе, а там, где укажет Москва. Так что, военные возможности армянской армии российский «оборонный кредит» вряд ли значительно усилит. А ведь его еще через 13 лет и отдавать придется, причем с процентами. Время-то летит быстро.