Политолог: события «Кровавого января» 1990 года не могут иметь срока давности

Отечественный эксперт считает, что не может быть срока давности, если события сопровождались массовой гибелью людей.

Как передает AZE.az, "любые события, которые сопровождались массовой гибелью людей, не имеют срока давности. И не случайно, что до сих пор арестовывают и осуждают бывших эсэсовцев, которые еще живы. Есть международное право, его положение, и если содеянное преступление соответствует статье "преступление против человечности", то вполне возможен и такой сценарий", – сообщил echo.az политолог Парвин Дарабади.

Напомним: ранее Россия выразила обеспокоенность судьбой своих граждан, экстрадированных в Литву и обвиняемых в участии в событиях 1991 года – боёв в Вильнюсе, нападении на литовский таможенный пост. С начала 2014 года в разных странах Европы по этим обвинениям были арестованы несколько российских граждан. "Выражаем серьезную обеспокоенность в связи с неприемлемой ситуацией вокруг К.Ю.Никулина – гражданина России, находящегося в литовской тюрьме по обвинению в участии в расстреле в 1991 г. Мядининкайского таможенного поста", – говорится в комментарии Департамента информации и печати МИД России в связи с ситуацией вокруг К.Ю.Никулина.

"Отмечаем, что длящийся с 2007 г. судебный процесс по делу К.Ю.Никулина характеризуется высокой степенью политизированности и вытекающей отсюда предвзятостью обвинения. Факты свидетельствуют о том, что литовская сторона искусственно подгоняет правосудие под поставленную высшим политическим руководством этой страны задачу – "посадить россиянина пожизненно". В этих целях, вопреки международному праву, Генеральная прокуратура Литвы стремится к переквалификации дела К.Ю.Никулина под принятую в 2011 г. новую статью УК ЛР, которая может удовлетворить указанные амбиции литовского руководства и обеспечить бессрочное заточение россиянина (в отличие от изначальной статьи 129 УК ЛР, предусматривавшей невыгодный Вильнюсу 20-летний, завершившийся в 2011 г., срок давности преступления)". При этом упоминается о том, что МИД РФ продолжает добиваться от Вильнюса неукоснительного обеспечения законных прав и интересов К.Ю.Никулина. "Рассчитываем, что литовская сторона откажется от политизированных судебных махинаций по этому делу и начнет наконец придерживаться соответствующих международных обязательств в сфере прав человека и верховенства права", – говорится в документе.

По словам П.Дарабади, многое зависит и от противоположной стороны, в данном случае от Литвы. "Если Литва затребует, и в какой-то степени ее требования удовлетворяются, значит, все это опирается на какие-то международные нормы. Просто так, "поймал и передал", это не делается. Все это обосновывается юридически. К примеру, так же и у нас, события "Кровавого января" 1990 года не могут иметь срока давности. Слишком уж крупномасштабным было преступление, совершенное в отношении наших граждан", – подчеркнул он.

Те, кто это совершил, рано или поздно "ответят перед Богом, а перед земным судом пока это нереально". "Некоторые участники этого преступления либо ушли в мир иной, или слишком преклонного возраста, чтобы охотиться за ними. Конечно, Азербайджан не простит им это преступление. Это естественно. В свое время общенациональный лидер Азербайджана Гейдар Алиев дал принципиальную оценку этому событию. И это не потеряло своей актуальности и сейчас", – добавил он.

Помимо этого П.Дарабади указал, что относительно главного виновника подобных трагедий на пространстве бывшего СССР, привлечь его к суду, хотя и есть все основания для этого, невозможно. "Однако он уже осужден самой историей, азербайджанским народом, и не только. В самой России его хотят судить. Однако пока это практически невозможно. И видимо, это вряд ли будет", – заключил он.

Отметим, что в ночь на 20 января 1990 года, в 00.20 подразделения советских войск, численностью более 20000 человек были введены в Баку. 170 погибших, сотни раненых, среди них – молодежь, старики, женщины, дети – таков итог этой страшной трагедии. Многие до сих пор числятся пропавшими без вести. Ввод войск и объявление чрезвычайного положения были осуществлены на основе постановления Президиума Верховного Совета СССР, подписанного М.Горбачевым вечером 19 января 1990 года. Население республики было проинформировано о содержании постановления после того, как армия вторглась в Баку.

После апрельских событий 1989 года в Грузии азербайджанцы наивно полагали, что советское руководство больше не пойдет на преступление против народа. Захват столицы Азербайджана осуществлялся под командованием министра обороны Язова, силами подразделений Советской армии, МВД и КГБ СССР. Солдаты обстреливали гражданское население без предупреждения. Люди гибли не только от пуль, но и под гусеницами бронетехники. Кстати, войска применяли и пули со смещенным центром тяжести, которые были запрещены международной конвенцией. Погибшие были похоронены в Нагорном парке, где в настоящее время расположена Аллея шехидов.