Экс-президент Молдовы: нам остается только завидовать Азербайджану

Кризисную ситуацию в Молдове усугубляет глубокое разделение общества на сторонников противоположных векторов внешнего развития, доходящее до непримиримого противостояния. На сегодняшний день в политическом классе страны наиболее независимую позицию занимает Партия коммунистов.

Как сообщает AZE.az, лидер бывшей правящей партии и экс-президент республики Владимир Воронин, занимавший свой пост дольше всех глав страны, в эксклюзивном интервью haqqin.az рассказывает о тревожных реалиях и перспективах Молдовы.

Справка:

В 2011 году внучка Владимра Воронина, Екатерина, вышла замуж за сына замминистра транспорта Азербайджана Мусу Панахова. Свадебное торжество проходило в Кишиневе в одном из самых престижных ресторанов. Семья постаралась избежать широкого освещения этого события в средствах массовой информации.

– После отставки премьер-министра Молдовы Кирилла Габурича в свете прошедших местных выборов и необходимости оперативно назначить правительство, вновь встал вопрос о союзе Демпартии и Либеральных демократов с Либеральной партией, то есть, об очередном восстановлении Альянса за европейскую интеграцию (АЕИ). В парламенте прошлого созыва Партия коммунистов неоднократно инициировала вотумы недоверия правительству АЕИ. В чем были причины?

– Основная причина состояла в том, что правительство и другие руководящие органы страны были сформированы сугубо по партийной квоте, то есть, каждая партия Альянса имела собственное представительство сообразно их внутреннему договору. Они работали неэффективно, не достигли положительных результатов ни по одному вопросу. Никаких результатов  ни в экономическом, ни в социальном развитии Молдовы!

Однако хуже другое: правительство, созданное по квотам партий Альянса, оказалось очень сильно коррумпированным. Основной целью оказалось не развитие, не улучшение положения дел в Молдове. Главным приоритетом стала коррупция огромных масштабов, которая закончилась, как всем уже известно, беспрецедентно большим скандалом – исчезновением целого миллиарда евро из резервов Национального банка РМ. Вот она, причина. Ничего иного этот Альянс не продемонстрировал категорически.

– Стало быть, подозрения о возможных финансовых махинациях существовали и до обнародования истории с миллиардом? И разве в период восьмилетнего правления коммунистов в Молдове правительственные кресла занимали не члены правящей партии?

– У нас в партии есть совершенно четкое понятие и разработанные принципы формирования правительства. Несмотря на то, что в 2001 году мы победили на парламентских выборах – подчеркиваю! – с  конституционным большинством, было решено, исходя из политических, экономических и социальных реалий, пойти по пути консолидации общества и коалиционности со всеми конструктивными силами.

При наличии у нас собственной сильной команды, кандидатура премьер-министра не была выбрана из состава партии – мы предложили профессионала. За 8 лет руководства нашего партийного большинства в стране более половины кабинета министров членами нашей партии не являлись. Основной критерий – профессионализм: если речь идет о медицине, то это специалист высшей квалификации и менеджер высшей квалификации. Образование, экономика, другие сферы – то же самое. Не менее важно, чтобы он зарекомендовал себя как порядочный и честный человек.

Они уже загоняли Молдову в страшный экономический тупик. Когда в 2001 году наша партия получила конституционное большинство, внешний долг Молдовы составлял 85% от валового внутреннего продукта. Внутренний долг – только по обязательствам перед бюджетом и перед гражданами: невыплата пенсий до 16 месяцев, невыплата зарплат до 6 месяцев. И так далее…

Уже тогда чувствовалось: причина не в том, что Молдова не в состоянии развиться как суверенное государство в полном смысле этого слова, ведь независимость – это когда ты и страна твоя независимы экономически. Можно написать самую красивую конституцию, но если нет экономической самостоятельности, то страна, человек, народ все равно будет в постоянном подчинении кому-то, будет перед кем-то раболепствовать – «дайте мне в долг», «дайте мне кредит», «сделайте мне одолжение» и тому подобное.

Мы устранили многое из провалов предыдущих руководителей. (Они считали, что сделанное ими после развала Советского Союза – объявление независимости, например, – им все спишет. И никто никогда с них ни за что не спросит…)

Достаточно сказать, что за 8 лет нашего руководства ВВП Молдовы повысился на 56%. Зарплату в медицине мы подняли на 1000%, в образовании – на 800%, пенсии повысили на 540%. И это в стране без энергетических ресурсов, в условиях крупных долгов, большого криминалитета, коррупции, откровенного бандитизма, которые бытовали в Молдове. Мы это устранили и Молдова встала на нормальный путь развития.

Они никак не могли это пережить. Они – те, кто боролся, в первую очередь, не за строительство по-настоящему суверенной демократической Молдовы, современного государства. Они боролись: одни за присоединение к соседнему государству, к Румынии, другие – чисто механически просто-напросто за свое благополучие, за свою распрекрасную жизнь, то есть, за коррупцию и за мафию.

Однозначное подтверждение этого в том, что когда мы в третий раз подряд выиграли выборы – уже с 60% мест в парламенте (у нас же парламентская республика), они организовали государственный переворот, разрушили парламент, президентуру. Кстати, оба здания до сих пор не восстановили, а 7-й год пошел…  До сих пор не установили, кто организовал переворот, кто организовал беспорядки 7 апреля 2009 года. Бесконечные парламентские комиссии, судебные расследования так ничем и не закончились, поскольку не могут же пришедшие к власти в результате этого переворота сами себя засудить.

И они используют власть на полную катушку. Сосут из оставшегося в Молдове все, что можно: себя не обижают, земли продают налево-направо, все внешние инвестиции, гранты, кредиты, в основном, разворовываются. Гранты, помощь доноров по различным конкретным проектам, процентов на 90 растаскивают подчистую. Поэтому они сейчас будут держаться зубами, руками – чем угодно – за власть. Вот и причина нестабильности правительства. Что это за работа премьера и кабинета? 102 дня поработали после формирования, и в отставку!

Я полагал, что, может быть, уже наелись бы, сообразили бы, что хватит столько воровать. Всюду минусы, все бюджеты с долгами – и социальный бюджет, и государственный бюджет, и бюджет медицинского страхования. Да и кредиторам по внешним долгам опять сумасшедшие суммы платить. Хуже того! Устроили вакханалию – украли целый миллиард евро при помощи трех банков, где абсолютно незаконно оформляли кредиты под  мифические залоговые стоимости на сотни миллионов леев, пока, в конечном счете, не набрался 1 миллиард евро.

Это данные, которые вот сейчас выявились, и то не окончательные, поскольку власть сегодняшняя не желает окончательного разбирательства по делу, ведь так или иначе, следствие укажет на них. Не могли украсть миллиард без участия правительства, без участия властей, без участия банковской системы! Любому человеку с улицы это ясно. В итоге ситуация в стране такова: правительства нет, миллиарда нет, валютные резервы в Национальном банке исчерпаны. Экономисты ее называют кто как, но эта ситуация – дефолт.

– Единственный вывод, который напрашивается, это необходимость каким-то образом менять реалии власти?

– Мы пришли к тому же выводу, один к одному. Две недели назад я провел встречу со всеми послами, аккредитованными в Молдове. Во встрече участвовали 17 послов, среди них: посол Российской Федерации, посол Соединенных Штатов Америки, руководитель миссии Евросоюза, представители других ведущих европейских государств, 8 руководителей таких организаций, как ООН, ОБСЕ. Я им рассказал о положении дел в моей стране и закончил тем, что по опыту мировой практики и истории, в подобных ситуациях происходит социальный взрыв, и что я бы очень хотел, чтобы такого не произошло.

Как правило, не ориентированные социальные взрывы, то есть, не организованные кем-либо, происходят спонтанно, стихийно. А бороться со стихией, всякий знает, в любом мире, хоть в природе, хоть в человеческом сообществе, – это страшное дело. Представьте землетрясение! Поэтому я крайне обеспокоен тем, чтобы в Молдове не случился спонтанный неуправляемый взрыв.

Здесь не до шуток: из Молдовы на сегодняшний день уехало 1 миллион 200 тысяч людей самого трудоспособного возраста – от 20 до 45 лет. Мы говорили раньше о том, что негде работать, сегодня мы говорим о том, что некому будет работать. Остались пенсионеры и дети, и я не касаюсь проблемы, как живут эти пенсионеры и как живут эти дети.

Среднего класса уже нет! Мы знаем истину из учебников и убедились в ее верности на практике за 25 лет рыночных отношений: основа общества – средний класс.  У нас огромная пропасть. Порядка 90% живут у черты бедности и несколько процентов, оставшихся до ста, жируют на том, что воруют, имеют возможность управлять криминально-коррумпированными системами и организациями, созданными практически во всех министерствах и ведомствах по всем направлениям, буквально без исключения. Трагедия! Самая настоящая беда.

– В СМИ и в обществе активно обсуждается ситуация вокруг ПМР – возможность эскалации конфликта вплоть до открытых военных действий. В связи с этим упоминается назначение губернатором Одесской области Михаила Саакашвили, укрепление связей Молдовы с НАТО, создание совместных воинских подразделений с Румынией и др. Как Вы оцениваете эту угрозу?

– Мы поговорим об этих факторах, но я вернусь к миллиарду. У меня есть серьезное опасение. Чтобы спрятать концы в воду или вообще погасить вопрос об этом миллиарде, нужно какое-то событие – экстремальное, экстраординарное, невероятное, которое бы отвлекло от него внимание, и никто не стал бы искать миллиард, зато все стали бы искать спасения.

Каким может быть это событие? Я не хочу пророчить моему народу, моей стране беды и катаклизмы. Но я пристально наблюдаю за ходом событий и процессов, какие у нас развиваются: кое для кого именно это может быть спасением, ведь рано или поздно со всех, кто стырил миллиард, – и внутри страны, и за ее пределами, – будет спрос. Вот им и надо что-то придумать. (А вы думаете, почему правительства «валятся» одно за другим? Как только приближается раскрытие тайны миллиарда, оно сразу исчезает!)

Что касается региональной безопасности, то угроза велика. В этой ситуации, нерешенность приднестровского вопроса имеет очень страшное значение. И здесь, посмотрите, опять-таки: наши новые друзья, и последние 25 лет наши партнеры по развитию, при разработке соглашения об ассоциации с ЕС – на минуточку! – забыли о Приднестровском регионе. В тексте длинного соглашения – почти тысяча страниц,  а упоминаний о Приднестровье нет вообще.

Мы подняли этот вопрос, и сейчас приезжает из Брюсселя чиновник, руководивший группой, которая составляла договор между Молдовой и Брюсселем. Он якобы отправится в Тирасполь и будет искать способ дополнить договор об Ассоциации. Но не выходит ли, будто они за нас уже решили, что мы территориально разделены навсегда? И если так решили в авторитетнейшей структуре, как поведут себя те, кто многие годы поддерживает все, что тлеет в Приднестровье?

Происходящее вокруг Приднестровья на данный момент тоже представляет опасность. Нельзя внутреннее давление, которое созревает на левом берегу от нерешенных вопросов, усугублять еще больше. Нельзя закрывать Приднестровье различными блокадами. Иначе будет похоже на сосуд, где давление может дойти до критической отметки и привести к взрыву.

Что будет в Приднестровье? Там более полумиллиона человек: люди должны жить, должны питаться, иметь коммунальные блага, словом, нормальную жизнь. Ну, нельзя же так издеваться над ними! Чьи бы то ни было интересы, пусть даже геополитические или стратегические, или пусть как угодно еще называются, должны соответствовать все-таки элементарным человеческим нормам, а не реализовываться по принципу «после нас хоть трава не расти».

Приднестровцев заблокировали со стороны Украины. Мудрецы (или тупицы?) нашего местного, молдавского, разлива заблокировали их со стороны Молдовы. Саакашвили получил указание блокировать со стороны моря, со стороны портов Одессы. Так нельзя с людьми поступать, такое категорически исключается, где бы территории ни были. А здесь себе это позволяют, находят всяких Саакашвили и подобных ему, кто нигде не пригодился и скитается по миру.

Мы говорим о наемнике, самом настоящем. На мой взгляд, для него подобное позорно. Зачем ему это надо? Он бедствовал? Голодал? Президент Грузии! Уважаемой страны, с гордой историей и гордым народом! Знаете, если оказался негоден в своем отечестве, ищи сколько угодно счастья в чужом – это ничего хорошего не принесет ни Саакашвили, ни тем, кто его приютил, ни тем, кто обеспечивает его «крыши», административную, государственную и прочие.

Появление Саакашвили в Одессе – это не только неожиданность, это огромная опасность. Хотя, по сути, вопрос даже не в нем. Не было бы этого Саакашвили, нашли бы другого Саакашвили. Есть принципиальный вопрос: что хотят здесь в регионе устроить? Каков интерес? Зачем все это надо тем, кто «закручивает гайки» вокруг Приднестровья? То есть тем, кто «заботится» о Молдове.

Снова упомяну о миллиарде. Его начали красть с 2009 года. Неужели же те, кто Молдове давал деньги все прошедшие годы, не знали, что средства невесть куда ускользают? Не заметили отсутствия эффективности от вливаний? Неужели не могли поднять шумиху, когда был украден первый миллион, а не ждать, пока наберется тысяча миллионов, тот самый миллиард? Возвращаемся к сказанному: есть некий интерес… Зачем-то надо поставить Молдову на колени, угробить так, чтобы она не смогла никогда подняться. Для чего? Кому? Почему? Вот вопрос.

– Поделитесь своим мнением об отношениях между Молдовой и Азербайджаном?

– Единственное, о чем я жалею, что у нас нет общих границ. Сейчас нам остается только по-хорошему завидовать и радоваться за Азербайджан. Необходимо постараться не упускать перспективы. Я общаюсь с азербайджанской диаспорой: замечательные люди, очень трудолюбивые, талантливые. Их хорошо восприняли в молдавском обществе. Посол  Азербайджана в Молдове Намик Алиев всегда коммуникабелен в наших контактах, это прекрасный и интересный человек, доктор наук.

Я желал бы видеть, как отношения между нашими странами развиваются еще больше и по всем направлениям. Отмечу: мы контактируем не на одном лишь государственном уровне – на самом высоком и на уровне торгово-экономических, дипломатических встреч, –  но и общаемся на межличностном уровне. У меня всегда были очень хорошие отношения и взаимопонимание с азербайджанскими коллегами и друзьями.

Я с громадным уважением, еще в советские годы, относился к Гейдару Алиевичу, я его хорошо знал еще тогда. Помню, когда я был слушателем Академии общественных наук при ЦК КПСС в 1981 – 83 годах, он, как заместитель председателя Совета министров СССР, выступал перед нами, слушателями Академии, с лекциями, очень глубокими, всесторонними, демонстрировавшими большую эрудицию, профессиональную подготовленность.

Потом отношения продолжились у нас с Ильхамом Гейдаровичем, они были весьма конструктивными в годы моего президентства. И так со многими в Азербайджане. Предвосхищая вопрос, который мне не раз задавали и в Кишиневе, и в Баку, скажу, что моя семья сейчас обрела родственников в вашей стране. Нам очень приятно. Дай Бог им счастья и здоровья, как и всем жителям наших прекрасных стран.