Электрик Эльман Алмарданов утверждает, что работы при строительстве дома выполнялись качественно.
Фирма «Mütəfəkkir» верила в качество и правильное ведение строительных работ по возведению многоэтажки на ул.М.Мухтарова, рухнувшей впоследствии 28-го августа.
Это утверждение основано на том, что сам директор компании Али Мурадов приобрел в этом доме квартиры для себя, сына и дочерей… Bakililar.AZ представляет интервью ANS-press с сотрудником, работавшим электриком в строящемся доме, Эльманом Алмардановом.
– Эльман, сколько времени вы работали здесь?
– Около 4-х лет. Мой отец раньше работал тут крановщиком, потом он устроил меня электриком. С того времени я здесь и работал.
– Где вы находились во время случившегося?
– У меня есть и другое место работы. Я работаю на Самур-Абшеронском канале. Я находился в другом месте, когда произошла трагедия.
– В доме уже было проведено электричество?
– Для некоторых нужд была проведена одна линия. Например, для подключения специального оборудования, для ведения ремонта в квартирах.
– В квартирах уже велись ремонтные работы?
– Даже были полностью отремонтированные квартиры. В 3-4-х квартирах ремонт был закончен, однако во многих квартирах он еще не начинался.
– Все квартиры дома были проданы?
– Не могу сказать, что все, но большинство. Даже большинство жителей соседних домов купили здесь квартиры. Я знаю одного жителя соседнего дома, 5 друзей которого приобрели по его совету здесь квартиры.
– Среди ваших работников кто-то купил квартиру в этом доме?
– Конечно. Один из них даже закончил ремонт в своей квартире. Например, наш сварщик Мамедов Сураддин, погибший в результате обрушения, заканчивал ремонт в приобретенной им квартире на 2-м этаже.
– И давно он купил эту квартиру?
– Уже сколько времени. У него еще была квартира возле Сальянских казарм. Он продал ее, и на эти деньги купил квартиру в этом доме. Он временно снимал дом в другом месте, ожидая полного окончания ремонта. А теперь он лежит под завалами, его тело до сих пор не могут найти.
– А владелец фирмы «Mütəfəkkir» тоже приобрел квартиры в этом доме?
– Да, в этом доме были квартиры Али муаллима (Али Мурадов – владелец фирмы «Mütəfəkkir»), его сына и дочерей. Его квартира находилась на 3-м этаже, напротив квартиры сына, а квартира дочери – на 10-м.
– А как строилось здание, например, каково было качество бетона?
– Не могу сказать точно, ведь моя работа никак не была связана с этим. Здесь бетон мешали на месте с помощью бетономешалки, и после бетонирования каждого этажа часть бетона бралась на анализ (пробу) и сдавалась руководству. Я сам не раз был свидетелем этого.
– Руководство фирмы сдавало пробы на проверку?
– Этого я сказать не могу. Я только видел, как относили руководству образцы, а как с ними поступали потом, не знаю.
– Выходит так, что бетон поступал на стройку со стороны?
– Нет, у нас была своя бетономешалка. Для этого кран поднимал мешалку и таким образом заливался этаж. После этого мешалка снова заполнялась песком, щебнем и цементом. Там же размешанный бетон и разливался. Вручную бетон не размешивали.
– Кто-нибудь из представителей государственных структур вел у вас наблюдение за качеством бетона и строительства в целом?
– Ничего такого я не видел.
– Какая арматура использовалась на стройке?
– Насколько я знаю, использовалась арматура российского, украинского и бакинского производства. Она привозилась из Дарнагюля.
– Говорят, что трещины в доме появились еще до обрушения. Вы видели какие-нибудь трещины?
– Возможно это были трещины в облицовке, кладке. В соседних дома тоже есть квартиры, где были трещины. Их проверили, и было выяснено, что они образовались в результате плохой кладки, дело вовсе не в некачественном бетоне.
– Не знаете, почему строительство дома велось на протяжении 5 лет?
– Работа затянулась из-за долгого процесса высыхания. Некоторые строители не ждут высыхания бетона и строят следующие этажи на следующий день. А мы ждали около 15-18 дней. Иногда даже целый месяц. Руководство говорило нам, чтобы мы работали пока на нижних этажах, так как стояла сильная жара.
– Периодическое подорожание цен на стройматериалы влияло на ход строительства?
– Незначительно. Какое-то время мы приостанавливали строительство, ожидая падения цен. Нужно было достроить верхние этажи. Потом строительство возобновилось.
– Эльман, как по-вашему, почему произошло это несчастье?
– Может быть, причиной послужил ремонт в квартирах. Наверное, какую-то опору сузили, или повредили в результате неправильных оформительных работ. Я так полагаю. То-есть, нужно спросить у людей, которые отливали опоры.
– Во время строительства опоры видоизменялись?
– Нет, только были случаи, когда хотели сломать несущую стену, но руководство не дало на это разрешения …