Южный Кавказ – вот эпицентр геополитических противоречий России и Турции. Россия не может допустить, чтобы страну «отрезали» от ведущих транзитных путей 21 века «Шелкового пути». Также в зону внимания РФ попал и нефтепровод «Баку – Джейхан», заявил политолог.
Как передает AZE.az, российский журналист и общественный деятель Максим Шевченко уверен, что противоречия между Анкарой и Москвой не возникли из неоткуда, а имеют вполне понятную экономическую природу. Так, Турция работает над созданием зоны влияния в «тюркском пространстве», и «помощь» Запада ей только на руку. Шевченко считает, что Азербайджану в сложившемся геополитическом треугольнике Москва-Запад-Анкара очень сложно – государство буквально разрывают на части интересы разных сторон. Об этом известный политолог рассказал в беседе с корреспондентом «Москва-Баку».
– Максим Леонардович, которую неделю заголовки ведущих СМИ посвящены теме российско-турецких отношений…
– Для справки, что такое Турция сегодня. Не секрет, что страна является продуктом колониальной экспансии Запада в исламское пространство. Надо понимать, что Турция – состоит в военном альянсе НАТО, к тому же, страна – ассоциированный член ЕС, а на территории государства располагается американское ядерное оружие США. Турецкий военный контингент полностью инкорпорирован в НАТО. Ко всему добавляется и то, что Анкара имеет свои имперские амбиции, на которых заинтересованные стороны на Западе здорово играют.
Назовем вещи своими именами – Турция сегодня является «ударным отрядом» экспансии Запада на Ближнем Востоке и в исламском пространстве!
– Россия и Турция, образно говоря, находятся в «политическом штопоре» и, похоже, не собираются из него выходить?
– Южный Кавказ – вот эпицентр геополитических противоречий России и Турции. Россия не может допустить, чтобы страну «отрезали» от ведущих транзитных путей 21 века «Шелкового пути». Также в зону внимания РФ попал и нефтепровод «Баку – Джейхан» (нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан, или коротко БТД — трубопровод, предназначенный для транспортировки каспийской нефти к турецкому порту Джейхан, расположенному на берегу Средиземного моря -прим.ред.)
Тогда, как Турция же является конечной точкой транспортировки грузов в Европу.
Анкара со своей стороны намерена бороться за создание единого тюркского пространства, включая северный Иран, Среднюю Азию, часть территорий Сирии и т.д. На 100% уверен, что Турция сражается за свою зону влияния и в Азербайджане, и в Грузии. А чувствовать уверенно Анкаре помогает то, что за спиной Турции находится блок НАТО.
– Совсем недавно Азербайджан выступил с миротворческой миссией в конфликте Москвы и Анкары…
– На самом деле, Азербайджану очень сложно сегодня выживать в условиях жесткой геополитической турбулентности, которая происходит не только в Закавказье, но и во всём мире. Выступить миротворцем в противостоянии Москва-Анкара – это, безусловно, хорошо. Но Запад сегодня тоже заинтересован в этом регионе. И уже, думаю, подбирает страну на Южном Кавказе на роль своеобразной Сирии.
Скажу, вероятно сейчас, жесткие вещи, но зато очевидные. Есть угроза войны в Нагорном Карабахе. И это может произойти не из-за того, что Ереван или Баку хотят развязать эту войну. Как раз наоборот, ни Армения, ни Азербайджан не желают разрастания конфликта. Однако ситуация в Закавказье настолько хрупкая и уязвимая, что любой конфликт Запад будет использовать для того, чтобы вывести её из равновесия.
– Недавно Президент Азербайджана Ильхам Алиев посетил с официальным визитом Китай. Как сообщали СМИ – стороны обсуждали «Шелковый путь»…
– На мой взгляд, помимо популярного проекта «Шелковый путь», стороны, видимо, встретились, чтобы пройтись по целому спектру вопросов. Понятное дело, что участие в новом транспортном коридоре сейчас привлекает большое количество государств, в том числе Азербайджан и Россию. Несмотря на то, что существуют и свои риски по Закавказью -это напряженная ситуация в Нагорном Карабахе, в Грузии, а там еще и Украина… Пекин – стратегический партнер России и Азербайджана. Дружба с Пекином и Москвой – это «козыри» на руках у Баку!
– В российско-турецком противостоянии не получится так, что Азербайджану придется выбирать?
– Между Москвой и Анкарой? Искренне надеюсь на то, что Баку не поставят перед выбором…