Данные ЦБА демонстрируют, что ни введение плавающего обменного курса, ни деятельность вновь созданной Палаты по надзору за финансовым не смогли оказать существенного влияния на оживление финансового рынка страны и ее банковской системы.
Как сообщает AZE.az, о том, что банковская система Азербайджана требует немедленного вмешательства с целью ее оживления, haqqin.az писал не раз. Но, к сожалению, ситуация не меняется. Данные Центробанка показывают, что ни введение плавающего обменного курса, ни деятельность вновь созданной Палаты по надзору за финансовым рынком (хотя именно молодой и энергичный Руфат Асланлы был призван к спасению финансовой и банковской системы страны, но как он, так и возглавляемая им Палата, ничем не отметились за 100 дней своего существования) не смогли оказать существенного влияния на оживление финансового рынка страны и ее банковской системы.
Основной доходной частью банков являются кредиты. Чем больше банк выдает кредитов, тем больше он получает доходов по процентам, о фантастических размерах которых в нашей стране говорят буквально все. Но, оказывается, даже такие высокие кредитные ставки не могут способствовать расширению банковского кредитования; с начала года оно падает с каждым месяцем.
Давайте вместе проанализируем статистику Центробанка. На 1 июня этого года банковское кредитование в стране составляло 17648,3 млн. манатов. Еще месяц назад, то есть на 1 мая, этот показатель был значительно выше – 18209,8 млн. манатов. А в начале текущего года банковское кредитование и вовсе достигло своего исторического пика и составило 21164,5 млн. манатов. Это означает, что банки вместо увеличения кредитования экономики занимаются лишь изъятием из экономики своих кредитов, выданных ранее. Таким образом, за пять месяцев этого года банковское кредитование в Азербайджане снизилось более чем на 3,5 млрд. манатов или на 16,6%. К сожалению, эти показатели трудно сравнивать с прошлогодними, когда по итогам года рост объема банковского кредитования составил 17,4%, но на фоне обесценивания национальной валюты на 199% из-за девальвации маната.
Отметим еще раз, кредиты – основная доходная часть банков. Второй по значимости статьей доходов банков, во всяком случае в Азербайджане, можно назвать деятельность по обмену валюты. Но за пять месяцев текущего года объем валютного рынка тоже снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, причем многократно. Так, объем валютных операций в долларах США сократился в 3 раза – с 8,298 млрд. на 1 июля прошлого года до 2,792 млрд. долларов на 1 июля нынешнего года. За пять месяцев было продано более 1,377 млрд. долларов, что в 5 раз меньше аналогичного прошлогоднего показателя. А куплено было почти 1,415 млрд. долларов, а это в 3,3% раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Хотя валютные операции в евро в стране не столь масштабны, но и их объем значительно сократился – в 1,8 раза. Так, объем валютных операций в евро за пять месяцев составил более 363,052 млн. евро, а за тот же период прошлого года эта сумма составляла более 641,772 млн. евро. С начала года продано более 221,944 млн. евро, что по сравнению с тем же периодом прошлого года меньше в 2,3 раза, а куплено 141 млн. 107,4 тысяч евро, что меньше на 0,3%.
Невооруженным глазом видно, что состояние азербайджанских банков катастрофическое – доходы мизерные, так долго прожить они не смогут. И спячка банков в скором времени может обернуться их финансовой гибелью. Ведь эти же банки хранят миллиардные вклады населения, которое к тому же активно изымает из них свои средства с достаточно высокими процентами. Это видно из такого сравнения: на 1 июня банковские вклады населения составляли 7565,9 млн. манатов против 7685 млн. манатов на 1 мая и 9473,9 млн. манатов на начало текущего года. В этом году депозиты населения снизились пока на 20,1%. Следовательно, лишь за пять месяцев население уже забрало из банков пятую часть своих депозитов. Откуда же берут при таком раскладе доходов и расходов банки средства для расчетов с вкладчиками и собственной деятельности?
И выясняется, что все очень просто, их кормит Центробанк, правда, пока тоже в кредит. Да, Центробанк, и ранее широко применявший практику рефинансирования банков, в этом году увеличил рефинансирование банковского сектора в 2,2 раза против роста этого показателя в 1,91 раза в 2015 году. Так, за три месяца с начала года объемы рефинансирования составили 6293,3 млн. манатов против 6277,7 млн. на 1 марта, 6209,7 млн. на 1 февраля, 6157,7 млн. манатов на 1 января 2016. А сравнивать с аналогичным прошлогодним периодом, когда этот показатель составлял всего 3883,4 млн. манатов, и вовсе не хочется.
Центробанк спускает деньги банкам, те, в свою очередь, расплачиваются с вкладчиками и прочими долгами, а остальную манатную массу конвертируют. Получается замкнутый круг, в котором по большому счету зарабатывают лишь банки, но нет места реальной экономике. Или последняя уже в рецессии и ей не нужны деньги, или экономика не может осваивать высокопроцентные банковские кредиты, которые порой зашкаливают за 30%. То есть, в Азербайджане деньги крутятся впустую, не принося практической пользы экономике, для развития которой они и предназначены. Собственно говоря, и сами банки тоже должны служить экономике, являясь важным инструментом ее развития. Но у нас получается как-то не так.
И знаете, в чем главная хитрость такой комбинации? Банки прекрасно знают, что рано или поздно правительство спишет их долги перед Центробанком, или погасит их другим способом. Это практикуется во всем мире – когда банковская система впадает в спячку, правительство тут же приходит ей на помощь, чтобы предотвратить худшие последствия – ее гибель, которая может привести к глубокому общему экономическому кризису. Поэтому-то банки сегодня и не желают рисковать, ожидая лучших времен. А мы тем временем продолжаем терять.