Пока нет угрозы масштабной войны, нерешенность конфликтов на пользу России, – сказал американский эксперт Майкл Бишку.
Как сообщает AZE.az со ссылкой на АПА, американский аналитик по вопросам Южного Кавказа, профессор Государственного университета Огасты Майкл Бишку прокомментировал возможные итоги саммита ОБСЕ в Астане в плане урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
– Как Вы расцениваете положение в области безопасности в кавказском регионе? Имеются ли риски нового витка напряженности в регионах конфликтов?
– В результате войны с Грузией, произошедшей в 2008 году, укрепилась позиция России в Абхазии и Южной Осетии. Армяне же укрепляют собственные позиции в Нагорном Карабахе и других оккупированных территориях Азербайджана. Эти конфликты не урегулируются лишь договорами о режиме прекращения огня, поэтому в любой момент может возникнуть напряжение. Несмотря на это, все стороны желают избежать возобновления военных действий.
– Что нужно сделать для того, чтобы Запад больше узнал о Нагорном Карабахе? Разрешению конфликтов препятствует противоречие между принципом территориальной целостности и правом народов на самоопределение. Как эксперт по международному праву, в чем, по-Вашему, выход из положения?
– В США действует очень сильное армянское лобби, этнические армяне обладают влиянием в других странах, где они проживают. Из-за трагических событий, произошедших во время Первой мировой войны, на Западе большинство людей жалеет армян. На вопрос же Нагорного Карабаха на Западе большинство людей не обращает внимания, так как военные операции были прекращены еще 15 лет назад.
Российско-грузинская война произошла два года назад, но даже она для многих осталась в далеком прошлом. Ни один из этих военных конфликтов не имеет непосредственного влияния на жизнь этих людей. Эти конфликты будут решены лишь после того, как стороны будут готовы пойти на трудные компромиссы. Израильтяне и палестинцы все еще стараются решить раздор, который между ними длится десятки лет. Есть различные пути урегулирования конфликтов. К примеру, трансфер территорий, определение степени региональной автономности, экономические стимулы, однако решить, какой из них лучше – зависит от конфликтующих сторон на Южном Кавказе.
– Минская группа ОБСЕ долгие годы занимается урегулированием нагорно-карабахского конфликта. Можно ли ожидать каких-либо подвижек в связи с этим вопросом на саммите глав государств стран-членов ОБСЕ, который состоится в декабре в Астане?
– Я удивлюсь, если на саммите в Астане будет достигнуто соглашение по Нагорному Карабаху. Пока нет угрозы масштабной войны, нерешенность конфликтов на пользу России.
Россия все еще имеет возможность влияния на республики Южного Кавказа, и пока все страны региона не будут полностью друг с другом сотрудничать, все будет по-прежнему. Россия, наряду с уважением к статусу независимости республик Кавказа, также обладает большим влиянием в регионе и ОБСЕ.
– Согласны ли Вы с мнением о том, что активность США в регионе, особенно после российско-грузинской войны снижена и есть ли возможность восстановить эту активность?
– Соединенные Штаты часто обращаются к мирной, спокойной дипломатии, так как в ряде международных вопросов заинтересованы в сотрудничестве с Россией. Президент Грузии Саакашвили открыто сообщил, что согласен с этим подходом. Американцы осознают, что европейцы не склонны к прямому вмешательству в вопросы Южного Кавказа.
– Видите ли в ближайшей перспективе Азербайджан в качестве члена НАТО и какую помощь может оказать Североатлантический союз в установлении безопасности в регионе? Могут ли стать членами альянса Азербайджан и Грузия, на территории которых остаются неразрешенные конфликты?
– Отклонив обращение Грузии о членстве в 2007 году, НАТО ясно выразила свою позицию в связи с этой страной. Организация не может предоставить членство странам, вовлеченным в конфликты, и проблема Азербайджана в связи с Нагорным Карабахом относится к этой категории. Члены НАТО не желают сталкиваться с Россией в вопросах, относящихся к ней, они нуждаются в сотрудничестве с Россией в решении вопросов в связи с Ираном и Северной Кореей. С другой стороны, ряд европейских стран зависит от России, как от источника нефти и природного газа.
– Как возможно сотрудничество между Россией и США в области безопасности? В чем заключается роль Южного Кавказа в этом сотрудничестве?
– Есть такие сферы, в которых Россия, США и республики Южного Кавказа могут сотрудничать в вопросах, относящихся ко всем сторонам. К ним относятся сферы информационного обмена в области борьбы с террористическими организациями и контрабандой наркотиков. Однако Россия не примет членства Грузии и Азербайджана в НАТО.