Известный спортивный комментатор Василий Уткин написал об Анаре Мамедханове на страницах российского портала Sports.ru.
«О, где же ты, брат?
Долго думал, как написать об этом, и писать ли вообще. Всю ночь думал.
Вчера я потерял друга. Он умер скоропостижно, в один момент. Вот так же он шутил. А ещё вот точно так же он, бывало, задумывался и переводил совершенно ниочемный разговор в крайне важную плоскость. Каким-то одним словом.
Причем это тоже могло быть смешно. Точно так же, как и самая веселая шутка – с грустинкой.
И вот так же, в минуту, мы с ним когда-то сошлись, познакомились, а через час расстались друзьями с четким пониманием того, что дальше друг без друга, без обмена звонками, без встреч, когда я оказывался в Баку (редко, как же редко), а он в Москве, без обсуждения каких-то совместных планов – просто невозможно. Никто больше никогда не называл меня братом – родного у меня никогда не было. Это было его специальное обращение.
Это был единственный человек, который мог позвонить в любое время дня и ночи. Я телефон почти никогда не выключаю, но чтоб реально когда угодно – звонил только он. Я не помню случая, чтобы вообще раздумывал, брать или не брать трубку или сказать: Анар, ты с ума сошел, третий час ночи. Если звонил он, мой брат, – это могло быть не особенно важно, конечно, но совершенно, совершенно неотложно.
Когда я окажусь в одном месте и в одно время с Владимиром Машковым, а мы незнакомы, я напомню ему, как в четыре утра по бакинскому времени мы звонили ему с Анаром в Америку. Там уж не представляю себе, сколько было часов. Трепались минут двадцать. Это было нормально. Теперь это будет всего лишь повод вспомнить этого человека. Этого выдающегося человека.
В Азербайджане его знали буквально все подряд. Я в этом убеждался на каждом шагу, бывая в его стране. Именно в его, потому что это был его дом. Для меня этот дом вчера опустел – огромный, стоит теперь бесприютным.
Анара Мамедханова, когдатошнего капитана команды КВН «Парни из Баку», знали очень многие люди по всему миру. Буквально по всему. Раз в большой компании я был свидетелем, как Гарик Мартиросян рассказывал: он однажды не поверил Анару, рассказывавшему запросто историю о каком-то дружеском приключении с Робертом де Ниро, а потом услышал ее же пересказ по телевизору от Абдулова. «Сидим мы как-то раз на фестивале с Робертом де Ниро и Анаром Мамедхановым…»
Что ж, как известно, барон Мамедхаузен был знаменит не своими приключениями, а тем, что не врал.
Вообще говоря, для сотен людей, для тысяч, наверное, Анар и был Азербайджаном.
Эта потеря невосполнима. Наверняка вы мало знаете об этом выдающемся человеке. Знайте, вы потеряли безмерно много, потому что его дружба могла бы вместить в себя весь мир. Вы могли подвозить его на машине, вы могли сидеть с ним в одном ресторане, вы могли встретиться с ним в очереди в гардероб после спектакля или концерта – и при некотором вашем везении… Шанс, в общем, был.
На светлой стороне силы, если вы не знаете – вчера убыло, убыло.
В субботу его большое сердце отказалось жить дальше. Поверьте, я просто не знаю другого человека, который бы так пекся о своем здоровье, так внимательно и иронично следил за ним, как Анар. У него осталось трое детей, и, конечно, его родители, замечательные люди, дом которых он мне так доверчиво открыл минувшим летом (ах, вечер с домашним вином и свежими лепешками, с начинкой из прохлады и уюта, на выбеленной террасе скромного дома, на окраине бакинской жары!) – теперь они сегодня будут хоронить своего сына, свою гордость, огромный кусок своего мира. Не должно быть так, не должно!!
А вот тебя, Господи, я прекрасно понимаю… Там у тебя уже немало наших. Отличных ребят, каких надо, с чувством юмора, с безупречным вкусом, с самоиронией, жизне-, то есть тебя в конечном счете, -любов. Их пора уже, увы, объединять в компанию – там, а не здесь. Кому как не тебе знать, что никто, кроме Анара, не справится с этим.
Весело – это не то слово. Весело с клоунами. С Анаром всегда было как надо. Но от него всегда ждали шуток, и он был к этому готов; а потому после него остались в основном они. Наверняка многие из вас впервые слышат об этом замечательном парне; я вот вам дам ссылку на ЖЖ – это ЖЖ в полном смысле слова, там много разного, но вообще Анар завел его, чтобы рассказывать лучшие из своих историй. Их там полно. Вы почитайте. Нет, вот прямо сейчас – почитайте…
Я все это время только и делаю, что их читаю. Это правдиво, это до коликов смешно, и я слышу его голос. А сердце у меня, чтоб вы знали – разрывается. И лучше б оно разорвалось в один момент. Анара больше нет.
Друзей теряют только раз,
И, след теряя, не находят,
А человек гостит у вас,
Прощается и в ночь уходит.
А если он уходит днем,
Он все равно от вас уходит.
Давай сейчас его вернем,
Пока он площадь переходит.
Его немедленно вернем,
Поговорим и стол накроем,
Весь дом вверх дном перевернем
И праздник для него устроим».