Эксклюзивное интервью AZE.az с кандидатом политических наук Асифом Усубалиевым.
– К чему может привести встреча Президентов России, Азербайджана и Армении в Казани? Разделяете ли Вы оптимизм по поводу предстоящей встречи в верхах по нагорно-карабахскому урегулированию?
– Если быть максимально лаконичным и отказаться от «игры слов» – ситуация, когда все говорят об одном и том же, но разными словами (отмечу, в такой ситуации ищут не новые идеи, а новые слова) – скажу, что искренне надеюсь на этой встречи будет сформулирована четкая и официальная позиция сторон, которая заключается в международном признании и политическом понимании необходимости достижения консенсуса в принципиальных для сторон вопросах.
Отсутствие именно этого фактора и препятствовало конструктивному, т.е. предметному диалогу. В результате чего армянская сторона под разными предлогами (политические реформы, выборы и даже боли в желудке) избегала от предметного диалога. Между прочим, такое признание может стать серьезным шагом в процессе мирного урегулирования данного конфликта.
В силу сказанного отчасти разделяю существующий в определенных кругах оптимизм касательно предстоящей встречи. Любой диалог и любая попытка мирного урегулирования данного конфликта является неопровержимым доказательством приверженности Азербайджана демократическим ценностям и правовым принципам системы международных отношений. Страна, четверть территории которой оккупирована и при этом имеющая безоговорочное преимущество (правовое, экономическое, военное и политическое) имеет все возможности начать военные действия для того, чтобы восстановить свою территориальную целостность. Тем самым, имея абсолютное преимущество, при этом оставаться верным принципам мирного урегулирования и глобальная пропаганда принципов межкультурного диалога придает нашей стране статус универсальной модели демократического государства.
– Официальный Баку совершенно однозначно дает понять, что если встреча в Казани провалится по причине неконструктивной позиции армянской стороны, Азербайджан решится на силовой вариант. Вы считаете возможным такой сценарий?
– Ни один из гипотетически существующих сценариев нельзя исключать. Если на кону стоит вопрос восстановления суверенитета (территориальной целостности) страны допускаются все варианты. При этом никакие потенциально возможные жертвы не могут препятствовать такому решению. С позиций Азербайджанской стороны война будущими поколениями азербайджанцев будет рассматриваться как политическое решение, принятое во имя восстановления исторической справедливости.
Более того, принципиальная решительность и готовность нашей стороны к радикальным методам может стать причиной существенных уступок со стороны Армении или как минимум может стать причиной международного давления на эту страну. Открытые военные действия могут перевернуть все политические карты, что коренным образом изменит нарисованные Россией и США геополитические сценарии на Кавказе. Стабильный Азербайджан – есть гарант всем геополитическим планам и глобальным экономическим проектам региона. Кроме того, стабильный Азербайджан на много привлекателен и рентабелен для мира, нежели экономически бесперспективный и политически зависимый крайне авторитарный режим Армении.
– Впервые за много лет официальный Ереван заявил о желании нормализовать отношения с Азербайджаном, понятно, что это упирается в решение нагорно-карабахского конфликта. Как Вы считаете, эти откровения армянской стороны являются очередной уловкой или продиктованы тяжелым экономическим положением страны-оккупанта?
– Армения практически всегда находилась в тяжелом экономическом положении, как минимум в продолжении всего конфликта. Именно поэтому даже если и в действительности существует у официального Еревана хоть какое-то желание нормализовать отношения, они не могут быть продиктованы данным фактором. Как раз наоборот, такое желание может стать результатом усиления позиций Азербайджана на международной арене и увеличением числа международных сторонников нашей страны, а также следствием значительного ослабления позиций армянской диаспоры.
А применительно к тому, что верить или не верить официальному Еревану, хочу сказать, что подобными вопросами даже не стоит задаваться. Верят не словам, а верят фактам. В той тупиковой ситуации, в которой находится Армения, виновата политическая власть этой страны. В результате такой политики им ничего другого не остается как просить милостыню в виде скромного участия в глобальных экономических проектах региона, которые инициируются Азербайджаном. Кроме того, история нашей страны и история взаимоотношений с Арменией обязывает нас к тому, чтобы мы никогда не теряли своей политической бдительности.
– Каким вы представляете процесс нагорно-карабахского урегулирования?
– Контуры и принципиальные моменты процесса урегулирования существующего конфликта обозначены Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Они заключаются в приверженности мирному урегулированию конфликта, при этом могут быть рассмотрены только те варианты, которые предусматривают территориальную целостность страны.
Таким образом, политика процесса урегулирования конфликта заключается в доведении ситуации до такого состояния, что Армения будет находиться перед выбором: осуществить все международные обязательства (вернуть оккупированные территории) или столкнуться лицом к лицу с реальной угрозой потери независимого существования. При этом заметим, что факт марионеточного характера этой страны уже сегодня не вызывает сомнений, а миф о всесильности армянской диаспоры в результате последних событий потерпел фиаско.
То обстоятельство, что Армения изолирована практически от всех экономических проектов региона еще более углубляет марионеточный характер этой страны, что ставит под угрозу существование политического суверенитета. Заметим, что понимание данного обстоятельства и является отчасти причиной общественного недовольства политической властью этой страны.