Пассивность Минской группы ОБСЕ в последние месяцы на фоне встреч лидеров Армении и Азербайджана свидетельствует о наличии какого-то рабочего проекта, который не придается гласности. Об этом в беседе с Новости Армения заявил российский политолог, эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа Станислав Тарасов, отметив, что МГ ОБСЕ была отодвинута на второй план, передает AZE.az.
По его словам, об этом свидетельствуют четыре встречи глав МИД Армении и Азербайджана, а также встречи лидеров двух стран, которые якобы проходили при координации МГ ОБСЕ: «Мало кто заметил, но на фоне встреч глав МИД двух стран был определен новый статус МГ ОБСЕ. Глава МИД Армении заявил, что «мы договариваемся с Мамедьяровым, потом наши предложения рассматриваются МГ ОБСЕ». То есть, они договариваются, а МГ ОБСЕ пытается это оформить. Раньше МГ выступала с какими-то сценариями, предложениями и планами, а стороны изучали, принимали или не принимали их».
По словам Тарасова, об этом свидетельствуют также три личные встречи премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента Азербайджана Ильхама Алиева в Душанбе, Санкт- Петербурге и Давосе, которые состоялись вне формата МГ ОБСЕ. Первая встреча лидеров двух стран в Душанбе, по мнению политолога, сработала, так как уменьшилось напряжение на линии соприкосновения, и начала работать оперативная связь. «Однако сценарий начал срываться, и МГ ОБСЕ вернулась в зону конфликта, анонсировав встречу лидеров Армении и Азербайджана. Между тем в Тегеране Пашинян сделал сенсационное заявление, что встречи с Алиевым не переговоры, что они c Алиевым договорились при первой возможности встретиться. Возникает вопрос, а причем здесь МГ ОБСЕ, если Алиев с Пашиняном договорились еще раз встретиться? Но, если стороны говорят, что мы готовы встретиться, что это говорит о том, что есть какой-то рабочий проект, есть какое-то рабочее соглашение, которое они обсуждают и которое не придается гласности. И это очевидно»,- отметил Тарасов.
Противоречивость позиций и логическая нестыковка, по словам политолога, наводят на определенное рассуждение, что был какой-то проект: «Азербайджан видимо рассчитывал, что минуя МГ ОБСЕ, Алиев и Пашинян договорятся на каких-то основах компромиссного типа. Вот эти игры привели к тому, что ситуация зашла в тупиковую фазу. И теперь инициатива переходит к МГ ОБСЕ, которая предлагает прежнюю повестку дня».
По мнению Тарасова, если Баку продолжает свою неизменную политику по карабахскому вопросу, то в Армении, пришедшие к власти революционеры, которые критиковали прежние власти также и по карабахскому вопросу, должны сказать в чем их ноу- хау по решению карабахского вопроса: «Но они этого не делают, и более того, вернулись к старому формату переговоров в рамках МГ ОБСЕ. Складывается впечатление, что Ереван не отработал свой сценарий по карабахскому вопросу, а Баку зашел в тупик, сделав ставку на Пашиняна. Кстати, Алиев поддержал Пашиняна в предвыборный период, пошел на устное соглашение по прекращению огня (…). У Баку были определенные надежды, что Пашинян должен был проявить какой-то конструктивный подход. Мы сейчас наблюдаем, что какой-то новый сценарий в недрах закулисья сорван, и образовалась опасная пауза, и чтобы ее заполнить МГ ОБСЕ решила сохранить переговорный процесс», – отметил Тарасов.