Приехали! Закипело в холодной Норвегии. Почувствовалось отсутствие Бен Ладена… «Добропорядочный» демократ, вполне адекватно реагируюший на целующихся мужчин и обвивающих друг-друга своими телами женщин, испугался нашествия исламистов.
Одни говорят, что приближается конец света. Другие с пеной у рта «доказывают» обратное. Правы и неправы те и другие. Правы потому, что для тех, кто утонул, упал, разбился, получил Евсюковскую или Брейвиковскую пулю, свет кончился. Он кончился в том, нормальном понимании давно, с первого преступления, с первого убийства. Мир не очистится от тьмы хиросимы и пыли «бури в пустыне», от кошмара одиннадцатого сентября, не избавится от стука по корпусу «Курска». Не быть тому светлому миру, на которую рассчитывали дети в «Булгарии».
С другой стороны, мироздания не держится на хилых плечах Бен Ладенов, Евсюковых и Брейвиков и их деяния, при всей несхожести внешне, одинаково противно на короткое время, как понос после бобовых.
Брейвики были, есть и будут. Другое дело как общество, окружение в ограниченном и глобальном масштабе на них реагирует. С требованием изоляции (еще жестче—ликвидации) или тихим сочувствием, одобрением. Совсем немного прошло после жестокого преступления Брейвика и всемирная паутина, международные СМИ пестрят отнюдь не требованием наказания, а тиражированием экстраординарных требований массового убийцы, высказываниями людей, ищущих ему оправдания.
На днях в Интернете наткнулся на статью о Гитлере. Рекламировать не стану, суть в том, что, по мнению автора, оказывается, более 200 тысяч книг об изувере двадцатого века написаны неверно, не с учетом душевных глубин Адольфа, «сочувствующего неимущим, внимательно слушавшего рассказы людей из низов». И гуляет эта «милая статья» в просторах виртуального мира, собирая вокруг себя сторонников. Кто и как этому помешает? Никто и никак. Вот вам источник вдохновения брейвиков и евсюковых, большую часть жизни проводящих за компьютером.
Есть брейвики и более глубокого засола. Не особо знакомые с компьютерами, но хорошо знающие цену безнаказанности. Их не спутаешь ни с Чикатило, ни с битцевскими маньяками, творившими свой беспредел в одиночку. Они умеют держать хорошую мину при кровавой игре, красиво говорить, даже изобразить улыбку при том, что несут преступную, несусветную чушь. Умеют годами сидеть в парламентах своих стран, «выйти с законодательной инициативой» и так далее. Их не трогают власть предержащие, покровители. Иногда они сами становятся властью. В марионеточной, тьмутараканной, игрушечной, вместе с тем реальной стране. Тогда, подобно наевшимся мышам, находясь в тени большой горы, воображают, что это их собственная тень, и начинают требовать документы у кошек.
На днях один из таких особей обнажил весьма неординарный перспективный план для собственных подданных. Отвечая на вопрос об «исконно армянских землях, в частности, о горе Агры» сей деятель, будучи гражданином Азербайджана вместе с корешем завоевавший власть в Армении надолго, похвастался своим исполненным долгом перед армянским народом по «завоеванию Карабаха», дал наказ своим юным армянским землякам: а это уже ваша задача, действуйте. Я стою перед вами, гордитесь мною и делайте так, что следущее поколение гордилось вами. Что ж, для армянского Наполеона, Гитлера Карабахского розлива вполне благоухающая речь. Тем более, в Армении карабахским своим соплеменникам вполне адекватно относятся, особо не скрывая «длинноухие» эпитеты для них. И что остается армянам, волею случая пока еще находящимся в этой многострадальной земле, если ушедшие родственники только по телефону говорят на армянском и только на тему «пока денег нет, как только появятся вышлю на билет». Обещание длится уже второе десятилетие, а тандем карабахских властителей не собирается выпускать из рук бразды армянского правления.
Ей Богу, меньше всего хочется говорить о национальных проблемах, о том, что уже разъедает душу, не дает думать о чем-то обыденном, нормальном, жизненном. Даже себя перестаешь уважать, доказывая, что дважды два – четыре.
Жизнь диктует свое. Чем больше понимаешь сути проблем, тем больше удивляешься умению кукловодов мировой арены. И правоте мысли: весь мир—театр, далее вы знаете. Чего-то все больше клоунов с кровавыми действиями становится в мировой актерской среде. Благостная Америка показывала пример, приводя настоящих голливудских актеров (Рейган, Шварценеггер) в настоящую политику. Теперь в этом нет необходимости. Вице-спикер нижней палаты парламента России почти двадцатилетним стажем и полувековым опытом оставил далеко позади всю голливудскую труппу.
Брейвик, Евсюков, Саргсян. Сегодня эта троица держит первенство в умах агрессивной молодежи. Правда, о Евсюкове начали подзабывать, а Саргсяна многие всерьез не воспринимают из-за мелкоты масштаба. Но как бы не требовал себе командные должности Брейвик, стоит пристально присмотреться карабахцу. Он от родных земель ушел, он своих покровителей подвел, он многое еще сделает. Чего только стоит его демарш перед президентом России Медведевым, усиленно старающимся распутать карабахский клубок. Президент России делает расчет именно на решение, хотя бы частично, этого вопроса, а его протеже объявляет войну Турции. Президент России за короткий срок своего пребывания в Кремле девять раз делает попытку сблизить позиции Азербайджана и Армении в решении очевидного вопроса. Избалованный российским вниманием Серж не боится рассердить Медведева, даже похоже, очень старается вывести его не только из себя, но и из Кремля. На самом деле, какой может быть рейтинг у президента внутри страны и вне ее пределов, если в качестве главы одной из стран Минской группы, ведущей страны ОДКБ, страны-члена Совета Безопасности ООН он ни на йоту не продвинул вопрос урегулирования застарелого карабахского кризиса.
А на линии соприкосновения армянской(именно!) и азербайджанской армий на территории Азербайджана чуть ли не каждый день гибнут люди, по большей части мирные.
Брейвик—нонсенс, Евсюков—недоразумение, а Саргсян—болезнь. Старая, продолжительная, хроническая, но… излечимая болезнь. Достаточно прикрыть кран покровительственной капельницы, этот горе-Наполеон на задних лапах пойдет к тем же туркам спросить: бутерброд съели, спасибо, а почему кофе не попили?
Джафар Садыг,
журналист, Москва, специально для AZE.az