9 августа состоится встреча президентов России и Азербайджана.
Как сообщает AZE.az, политологи считают, что в преддверии трехсторонней встречи президент России Медведев решил переговорить по отдельности с президентами Азербайджана и Армении, и лишь после этого иницировать встречу в трехстороннем формате, что бы больше не было провалов, как после Казани.
Дмитрий Медведев попытается перезагрузить карабахское урегулирование на встрече с Ильхамом Алиевым, – пишут “Московские новости”. Отметим, что встреча президентов России и Азербайджана состоится завтра, 9 августа по инициативе российской стороны.
Последний раз Медведев, Саргсян и Алиев виделись в конце июня в Казани, где состоялся очередной раунд трехсторонних переговоров. Прошедший в столице Татарстана саммит завершился безрезультатно— стороны так и не подписали документ, призванный стать «дорожной картой» урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе. Восновном он базируется на так называемых Мадридских принципах, предложенных странами— сопредседателями Минской группы ОБСЕ (Россия, Франция, США) в качестве алгоритма решения проблемы Карабаха: Азербайджану передаются районы так называемой зоны безопасности вокруг собственно Карабаха, в зоне конфликта начинается международная миротворческая операция, получают возможность вернуться беженцы, а затем происходит «юридически обязывающий референдум» по статусу Карабаха.
Поскольку обе стороны считают, что одни пункты проекта противоречат другим, а подписание их в таком виде может вызвать резкий всплеск общественного несогласия в обеих странах, саммит в Казани завершился без сенсаций. Единственным фактическим итогом встречи стало заявление лидеров Армении и Азербайджана, в котором они выразили признательность Минской группе ОБСЕ и лично президенту Медведеву.
По данным источников «МН», высокие ожидания от встречи в Казани и ее последующий провал объяснялись тем, что российские и армянские дипломаты переоценили масштаб политических компромиссов, на которые мог бы пойти Баку. Медведеву пришлось оперативно исправлять ошибки подчиненных. Он отправил Алиеву и Саргсяну письмо с изложением своего видения карабахского урегулирования. По имеющимся данным, российский президент счел разумными некоторые доводы азербайджанской стороны. Поэтому немудрено, что первым на этот сигнал откликнулся Азербайджан. Глава МИДа республики Эльмар Мамедьяров в середине июля прибыл с визитом в Москву и передал Сергею Лаврову ответное послание от Алиева. При этом он отказался комментировать его содержание. «Это письмо моего президента Дмитрию Анатольевичу Медведеву, неправильно открывать его детали»,— сказал министр.
Армянская сторона была еще менее многословной. «Ответное письмо президента РА Сержа Саргсяна уже отправлено президенту РФ Дмитрию Медведеву»,— сообщил журналистам 22 июля пресс-секретарь президента Армении Армен Арзуманян.
«Есть информация, что азербайджанская сторона согласилась с теми положениями, которые были зафиксированы в письме Медведева. А вот что ответил на его послание Саргсян, неизвестно»,— поделился с «МН» гендиректор информационно-аналитического центра МГУ по изучению постсоветского пространства Алексей Власов. Поэтому, считает Власов, первым российский президент встречается со своим азербайджанским коллегой, а не армянским.
По словам политолога, ранее было сказано, что следующая трехсторонняя встреча пройдет только после того, как Москва получит гарантии, что все стороны конфликта готовы поставить подписи под документом, который планировалось подписать в Казани. Если переговоры с Алиевым пройдут удачно, следующим шагом по логике политического процесса должна стать встреча Медведева и Саргсяна. За ней последует трехсторонняя встреча в конце августа или начале сентября и подписание уточненной и модифицированной «дорожной карты». «Если все это так, то можно сказать, что стороны выходят на новый виток переговорного процесса»,— подытожил Власов.
Другие эксперты, например приглашенный научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне Сергей Маркедонов, считают, что после некоторого всплеска активности в попытках урегулирования проблемы Карабаха в трехстороннем формате под эгидой Москвы начинает обозначаться новый тупик. Во-первых, потому что стороны не готовы согласиться со всем набором предложений «дорожной карты», во-вторых, потому что даже если она все же окажется подписана, с реальным воплощением ее параграфов в жизнь неизбежно возникнут трудности.