Националистические тенденции в Армении периодически дают знать о себе. Так в центре Еревана установлен памятник коллаборационисту, сотрудничавшему с Третьим Рейхом, Гарегину Нжде, которого в Армении считают национальным героем. В честь него в Ереване названы улица и станция метро.
Пришедшие к власти в Армении с помощью «бархатной революции» новые силы, с которыми были связаны благие надежды на мир, с каждым днем делают все более жесткие и радикальные заявления. Буквально недавно премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что: «Карабах – это Армения, и точка», перечеркнув все усилия международных посредников по урегулированию застаревшего конфликта. В этой же речи он повторил идею единства Армении, Карабаха и армянской диаспоры. Получается, что единство армян по факту для властей страны идет через призму сепаратизма?
Эксперт Российского совета по международным делам Алексей Фененко не удивлен наблюдаемым в Армении тенденциям. По его словам, в Республике никогда не скрывали своих националистических настроений и территориальный притязаний, пишет AZE.az со ссылкой на портал «Москва-Баку».
«В основных принципах внешней политики Армении, озвученных министром Мнацаканяном, нет ничего нового. Армения реализовывает их с момента распада СССР и провозглашения своей независимости. А точнее, даже раньше, с Декларации о суверенитете 1989 года. Они никогда не скрывали, что строят политику, исходя из националистических устремлений. Всегда заявляли, что Карабах – это армянская территория. Вопрос о возможности изменения границ Армения никогда для себя не закрывала, причем не только в отношении Азербайджана, но и двух других соседей.
Они никогда не скрывали, что границы с Турцией в их понимании несправедливы. Не скрывали, что у них есть определенные претензии на грузинскую Джавахетию. Хотя в официальной ноте Грузии это не оформлялось, но в Армении всегда, особенно при президенте Тер-Петросяне в 90-е говорили об этом.
Особенный взрыв националистических настроений произошел во время карабахских событий. Где-то с 1994 года армянское общество охватила эйфория одержанной победы. Так это было или не так – в реальности другой вопрос. Но в армянском обществе это породило несколько идей – первое, что армянская армия самая сильная в регионе. Второе – что противники Армении слабы и она может выиграть войну с любым противником. И третье – что в случае необходимости армянская армия обойдется без поддержки России.
Известно, что Армения – моноэтническая страна. Причем они считают это колоссальным достижением и силой своей политики. Если почитать заявления экс-министров обороны, то можно почерпнуть много интересного – что в Армении нет «пятой колонны», так как отсутствуют национальные меньшинства, которые могли бы воздействовать на армянскую политику. Казалось бы, Армения – маленькая бедная страна, но они не просто гордятся верой в свои возможности, они, как я и сказал, верят, что ревизию своих границ можно провести. Это главная надежда, которая присутствует в армянском обществе. Приведу вам пример, когда вы приезжаете в Армению, вам в паспорт ставят штамп с изображением горы Арарат, которая находится на территории Турции и принадлежит ей. Представьте, если бы при въезде в Россию штамп ставили, к примеру, с видом Риги, как бы к этому отнеслись соседи? Был бы огромный скандал.
При Пашиняне националистические настроения только усиливаются, ведь он никогда не скрывал, что выступает именно за такую политику. Он никогда не скрывал, что считает партнерство с Россией чрезмерным и что его нужно уравновесить отношениями с Западом.
Сегодня мы не просто слышим более жесткую риторику, это возвращение к риторике президента Тер-Петросяна. Серж Саргсян, например, чуть снизил ее градус. Но в любом случае подобная риторика в Армении так или иначе была. И во многом ее на сегодняшний день продолжает нынешний премьер-министр.
Я не исключаю, что такие националистические тенденции в Армении могут привести к каким-то очень крупным провокационным шагам. В Армении не верят, что могут остаться одни. У них есть убеждение, что Запад должен им оказать услуги. Правда, почему должен, непонятно. Но такая идея у них присутствует. Второй момент – я не исключаю, что тогда Армения попытается резко активизировать карабахский вопрос. Кроме этого, Армения с интересом присматривается к внутриполитическому кризису в Турции. И верит, что если вдруг Турция каким-то образом потеряет свою дееспособность, то появится окно возможности пересмотреть границу с ней. То же самое с Грузией. Если вдруг возникнет очень жесткий распад грузинской государственности, проблема Джавахетии может вновь возникнуть.
Многие говорят, что вот, от Пашиняна звучат голые лозунги, а жизнь народа Армении лучше не становится. Но у него и не было цели сделать ее лучше. Его цель – раздуть национализм в стране и его лозунги очень даже играют на руку, поскольку дают большой эффект. То есть своей цели он добивается.
Кстати, вот это заявление Пашиняна и проведенная им параллель между выходом Азербайджана из состава СССР и якобы выходом Карабаха из состава Азербайджанской Республики, тоже имеет целью разжечь в людях националистические настроения. Он намеренно делает некорректное сравнение, ведь это был не выход Карабаха, а его насильственное отторжение от Азербайджана. В конце концов, Декларация о суверенитете Азербайджана была принята руководством СССР. А декларация о суверенитете Карабаха не была признана. Таким образом он еще больше вселяет в людей националистические настроения и разжигает непримиримость с Азербайджаном. А потом, когда вдруг у Азербайджана терпение иссякнет, власти в Армении будут кричать, что вот, какой плохой Баку и это он во всем и виноват. А еще дескать виновата Россия, которая не хочет поддерживать политику Армении», – говорит эксперт.