Российские эксперты продолжают обсуждать тезисы об отношениях с Москвой, прозвучавшие в начале сентября в интервью премьер-министра Армении Никола Пашиняна изданию Nouvelle d’Arménie. Отвечая на вопрос, рассеялись ли сомнения Москвы, возникшие по поводу нового курса Еревана, Пашинян отметил: «Почему никто не думает, есть ли ответные сомнения в армяно-российских отношениях? Например, когда Россия продает оружие Азербайджану, это предмет сомнений или нет? Этим я хочу сказать, что мы должны освободиться от многовековых комплексов», – сказал Пашинян. По его мнению, Армения и Россия — суверенные партнеры, и если в Москве имеют право на сомнения, то аналогичное право есть также у Еревана.
То ли по совпадению, то ли нарочно, это интервью появилось в канун так называемого «дня независимости» самопровозглашенного Нагорного Карабаха – образования, созданного Арменией на оккупированных территориях Азербайджана.
Nouvelle d’Arménie ориентировано на армянскую общину во Франции и таким образом, полагают многие, Пашинян намекнул соотечественникам на Западе на необходимость помогать Еревану, в том числе и материально.
Как передает AZE.az, о подоплеке подобных выступлений Пашиняна в интервью порталу «Москва-Баку» рассказал специалист по межнациональным конфликтам Евгений Михайлов.
– Евгений Александрович, как бы вы оценили призыв армянского премьера освободиться от комплексов в отношениях с Россией, добиться в них «достоинства»?
– Раньше мы слышали подобные возгласы из Прибалтики, когда она переходила на сторону Запада и угрожала «наказать» Россию. Сейчас Армения тоже взяла курс в сторону западных ценностей. Таково мое мнение. И тоже заговорила о некоем равноправии. У них, что, до этого не было равноправия? Уж у армян были более чем равноправные отношения с Россией, если сравнивать с другими республиками.
У нас есть опыт совместного многовекового проживания в составе одной империи, в рамках которой Армения пользовалась полной поддержкой России. Они хотят такого же равноправия, как с великими державами? Мы гордые. Мы хотим таких же отношений, как с США. Но такого никогда не будет! Это нонсенс. У нас есть понимание кто на самом деле кто. Есть держава, а есть страна-союзница, которая получает определенные гарантии безопасности. Политика уважения сохранится. Вы пользовались и пользуетесь благами союза с Россией. Но о каком равноправии тут может идти речь?
В общем, я вижу в этих словах Пашинян определенную интригу, попытку заигрывать с Западом, поискать свое место между Западом и Россией. Но это смешно.
На одной конференции мне историк-армянин стал говорить: вот если бы не наша княгиня, которая вышла замуж за вашего князя, то не было бы русского государства. Но бред! Другие историки-армяне пишут, что Европа не стала бы Европой, если бы не прочла труды каких-то древних армянских философов. То есть армяне везде пытаются доказать величие своей нации. Никто не отрицает, что они внесли свой вклад в мировую культуру – впрочем, как и другие народы, кто больше, кто меньше. Но постоянное выпячивание этого говорит скорее о слабости, а не о силе. Вот мы такие великие, а вы нас не уважаете, не даете нам то, что мы просим. Как-то это неправильно звучит.
– Но отвечая на вопрос, можно ли оставаться стратегическим союзником России, и при этом защищать западные ценности – демократию, свободу, Пашинян сделал комплимент России. «Для меня европейские ценности – наши ценности, как для Франции, Великобритании, России, мы их создавали вместе», – подчеркнул премьер.
– Надо оговориться, что Россия если и перенимает у других стран, у Европы ценности, то только лучшие, при этом она отклоняет негативный опыт. Что касается истории, то тут Пашинян прав. Действительно, никто, кроме России, Армению не поддерживал. Не у кого ей было перенимать европейские ценности, опыт государственности, не с кого было брать пример. Жаль, что многие политики в Ереване начинают об этом забывать.
– Тот факт, что Пашинян отказался ехать на саммит в Варшаву, посвященный юбилею начала Второй мировой войны, говорит о том, что он пока не готов всерьез ссориться с Москвой?
– Это было вызывающее мероприятие, которое проигнорировали даже лидеры западных стран – под разными предлогами. Не приехали ни Трамп, ни Макрон. Если бы Пашинян откликнулся на приглашение, это стало бы ударом по его собственной репутации. Было множество великих генералов и маршалов из числа армян, впрочем, как и представителей других народов СССР. Пашинян помнит эту историю, она пока не столь далекая. Если средневековую историю еще можно перевирать, то эту историю еще все помнят. Все знают, что Россия сыграла важнейшую роль в победе над нацизмом.
– Однако уже после интервью Пашиняна французскому журналу стало известно, что Ереван дал политическое убежище россиянину Виктору Шишкину, который ранее был осужден и отсидел срок за экстремизм. Шишкин, например, участвовал в акции оппозиции 2012 года на Болотной площади. Также он активно участвовал в народных сходах в городах России, которые проходили после межэтнических столкновений. Насколько это дружественный жест в сторону Москвы – укрыть такого человека?
– Это решение Еревана соответствует риторике Пашиняна о том, что мы тоже великое государство, мы тоже принимаем самостоятельные решения. Армяне же укрывают у себя не только Шишкина, но и многих других уголовных преступников, которых не выдают России. Изображают некую самостоятельность. Лишний раз показывают Москве, что они что-то могут сделать наперекор, вопреки нашим законам и нашим интересам.
Разумеется, такой жест вредит межгосударственным отношениям. Но такое, думаю, будет повторяться не раз. Россия смотрит на Армению как на давнего исторического партнера и именно поэтому не позволяет себе пока жесткую санкционную политику, выжидает. Возится как с маленьким ребенком. Но это может привести к катастрофичным последствиям. Мы потеряли братскую Украину, потакая украинскому национализму. То же самое может произойти и в наших отношениях с Арменией. Если допускать излишнюю мягкость, закрывать долгое время глаза на антироссийские выпады, то мы рискуем получить на Южном Кавказе очередной форпост противника.
– На днях в Армении зазвучали жалобы на притеснения армян в России. В частности армянским таксистам запретили работать в стране, отключили их от услуг сервиса «Яндекс Такси». Это геополитика или обычное наведение порядка?
– Насколько я знаю, принимаются подобные меры не только к армянским таксистам, но и к таджикам, киргизам, украинцам например. Удивляться нечему, ведь соглашений по этому поводу с Ереваном пока не заключено. Я бы вообще запретил ездить по России с номерами других государств. А ведь их ездит сейчас очень много. Во-первых, это же обход таможенных платежей. Во-вторых, я сам вижу, что у нас, на юге России очень часто такие машины нарушают ПДД. Причем, даже перед видеокамерами. И ничего с этим не поделаешь. Куда придут такие штрафы? Придут в Армению. А кто их там будет платить?
Так что этот фактор, видимо, тоже сыграл свою роль в решении наших властей о таком запрете работы таксистов. Пускай играют по нашим правилам.