Сближение Турции и России актуализирует преодоление еще одной затянувшейся проблемы, которая изжила себя – не быть Карабахскому конфликту постоянным тормозным фактором на Кавказе.
Проблемные мотивы политики Турции Ереван всегда рассматривает сквозь микроскоп, да еще с такой педантичностью, что иной раз диву даешься. И, в самом деле, армяне на все и вся смотрят сквозь традиционную зоологическую ненависть к туркам, ждут не дождутся момента истины, когда что-нибудь да у турок сорвется.
Армяне живут не только мечтой о провалах соседа, но, вынашивая подлые намерения, адресно работают в разрушительном направлении, чтобы провоцировать кризисы у заклятого врага, а потом на них поживиться. Но злопыхатели не до конца осознают, что Турция – это не страна-однодневка, как Армения, и не поле для бредовых экспериментов, а вполне себе состоявшееся государство, имеющее обоснованные виды на лидирующую роль в регионе. Кстати стоит напомнить, что вся проблемная суть армянского государства также подпадает под зону ответственности Анкары, и не факт, что ее патронируют влиятельные государства. Для большинства из них отношения с Турцией на фоне низменных потуг Еревана – это сущая ерунда.
Провал курдского проекта в трансграничной области юга Турции обернулся фиаско не только для курдов, но и для армянской братии, которая готовилась достойно поприветствовать самоопределение сирийских курдов, аффилированных с террористическими отростками Ирака и Ирана. Даже армянский батальон объявил о решении выйти против турецкого контингента. Но его поджидал фальстарт.
Анкара перечеркнула планы и схемы, преследовавшие далеко идущие цели сепаратистов и их пособников. Тут напрашивается историческая параллель. В начале двадцатого века армянские раскольники, подло продавшись Антанте, нанесли удар в спину Стамбулу и тем самым положили начало фрагментации Передней Азии, которую хищный Запад раскромсал самым жесточайшим образом. Частично в драконовском плане приняла участия и Россия с ее немереными аппетитами. Только с приходом большевиков российская власть стала продвигать в турецком направлении рассудительную и человечную политику.
Но отчетливо видно, что страсть к сепаратизму и подлым намерениям у армянских лидеров не только не исчезла, но и продолжает цвести пышным цветом и сегодня.
Турецкий контингент хорошо подготовлен, в пух и прах разбил курдских ополченцев. С самого начала было ясно, что планы раскольников расстроились, и идея нейтрализации турецкого влияния в трансграничной полосе не сработает.
США, как главный модератор ближневосточной партии, сами пошли на попятную, понимая, что разговор с Анкарой с позиции силы не сработает. Теперь, когда все, кто надеялся на провал операции «Источник мира», позорно опростоволосились, осознав, что современная Турция – страна со своей позицией, и с ней надо считаться.
Как передает AZE.az со ссылкой на Vesti.az, армяне спрятали свой хвост, и теперь все их надежды на то, чтобы столкнуть лбами Анкару с Москвой. Гипотетически это может сработать, если за дело возьмется какой-либо геополитический тяжеловес, хотя даже в этом случае игра не будет стоить свеч. Турция – региональный лидер, которому подвластно выстраивание собственных дискурсов. И потом, Армения – это же геополитическая мелочь, которая ничего не решает, да и собственную судьбу она не в состоянии предопределить. Ее удел – находиться в ожидании случайно возникающих благоприятных поворотов.
Из Еревана все еще вещают, мол, современные проблемы Турции больше связаны с США. Поднявшаяся по этому поводу эйфория вызвана тем, что Трамп грозится уничтожить турецкую экономику. Но с армянским агитпропом произошел очередной сбой, уж настолько он впал в раж, что упускает из виду очевидные трансформации.
Трамп успел воспеть Эрдогана, как своего парня, с которым приятно иметь дело. Два президента мило обменялись душещипательными твитами, где превознесли друг друга до самых небес. Вашингтон после поездки Майка Пенса в Турцию успел высказаться, что Анкара готова пойти на локализацию своей усмирительной операции, если курды сложат оружие и их покровители согласятся с планом Анкары по созданию зоны де-эскалации.
Эти новости обошли весь мир, но, видимо, до Еревана еще не дошли. Отсутствие трезвого взгляда на реалии вынудило Ереван положиться на озвученную пресс-секретарем российского президента Дмитрием Песковым мысль о том, что «Москва ожидает от Анкары информации по поводу ее договоренностей с США». Армянский истеблишмент узрел в этой мысли шанс и бросился рыть между Москвой и Анкарой непреодолимый ров.
Невозможно не видеть, что Анкара рулит в регионе, и она заставила с собой считаться всех. Ожидаемый в Россию новый незапланированный визит Эрдогана расставит все по местам, но не по примитивному армянскому сценарию, а согласно логике высокой геополитики, о которой в Ереване грезят. Турция в знойном регионе смогла создать такой порядок, согласно которому недружественные ей силы вынуждены сжигать свой ресурс. Многие из ее заклятых противников превратились в геополитических кастратов. Многие, но не все. Их черед впереди. Тут глядишь и до Карабаха не долго.
Логика урегулирования заскорузлых дилемм подсказывает, что в спектре рациональной и прагматичной практики Анкара с Москвой, складывая воедино стратегический ресурс, научились делить общий выигрыш. Их сближение актуализирует преодоление еще одной затянувшейся проблемы, которая изжила себя. Не быть Карабахскому конфликту постоянным тормозным фактором на Кавказе.