Этот шаг может повлечь различные последствия, в первую очередь привести к дальнейшему усилению напряженности между данными конкретными странами. Стало быть, в этом и заключается «американская справедливость».
Современный период останется в памяти истории как этап геополитических маневров. Мы являемся свидетелями реализации многочисленных попыток перетасовать колоду межгосударственных отношений. На наших глазах формируются идеологическая, экономическая и информационно-технологическая основы переформатирования системы международных отношений.
Как передает AZE.az со ссылкой на “Каспий”, об этом пишет доктор философии по политическим наукам Асиф Усубалиев. Впрочем, геостратегические бои за расширение сфер влияния происходили во все времена, трансформируясь в зависимости от конкретных ситуаций. Сегодня в глобальные геополитические игры вовлечены буквально все страны мира, разница, разве что, в статусе их участия.
Несмотря на все научно-технические нагромождения, набор инструментов для осуществления геополитических стратегий и политических маневров остается неизменным. Это – лоббирование, манипуляции, двойные стандарты, создание коалиций и блоков, оказание давления на молодые независимые государства. Это как в шахматах, со времен создания доски все играют одними и теми же фигурами, однако талант и профессионализм проявляется в умении подобрать наиболее эффективную стратегию игры с каждым отдельным противником.
Именно в данном контексте как раз и следует рассматривать факт признания так называемого «геноцида армян». Напомним, американский Сенат 12 декабря принял резолюцию о «геноциде армян» в Османской империи. Представитель сенатского комитета по иностранным делам Роберт Менендес разместил в своем Twitter запись следующего содержания: «Сегодня, приняв мою резолюцию о «геноциде армян», Сенат наконец встал на сторону исторической правды: то, что произошло в Армении, было, несомненно, «геноцидом». Там нет другого слова для этого». Сенатор также заявил, что обещал тем, кто живет в армянской общине в США, бороться за наступление дня, когда в США признают «геноцид армян».
Что это, если не самое настоящее проявление политики двойных стандартов и коррупционного лоббирования интересов? Разве в истории той же самой Америки немало эпизодов, когда только цвет кожи определял степень правоты в конкретном споре, или мы уже забыли термин «Дикий Запад» со всеми характерными для него, мягко говоря, неординарными проявлениями? А кто в Штатах сегодня должен нести ответственность за тот период их истории? Кто, как не армяне и их приспешники, должны нести ответственность за трагедию в Ходжалы, где они учинили кровавый геноцид мирного азербайджанского населения, этническую чистку? В истории немало таких вопросов, которые все еще не нашли своих ответов.
Тем не менее, факт свершился, теперь в ближайшие годы мы будем свидетелями многократных и разноплановых попыток выудить политическую выгоду из данного события. Конечно, на политические дивиденды в первую очередь будет рассчитывать премьер-министр Армении. Как минимум потому, что данная их идеологическая мечта осуществилась именно в период его правления.
Так, например, Никол Пашинян решение Сената США признать «геноцид армян» назвал «победой справедливости и истины» (13 декабря, Twitter). Данное решение Сената в ближайшей перспективе как раз и будет выступать в качестве морально-политического инструмента давления на Турцию. Но почему это произошло именно сегодня?
Премьер-министр Армении, выражая свою признательность американским сенаторам за этот шаг, написал в Facebook, что принятие резолюции 150 Сената США, признающей «геноцид армян» в Османской империи, является «воистину историческим событием».
Однако этот бедолага не соображает, что резолюция Сената США о признании «геноцида армян» в Османской империи с юридической точки зрения не имеет обязывающего характера. Политико-эмоциональный груз резолюции позволяет говорить о том, что она носит, скорее, символический смысл нежели правовой и преследует цель нанести удар по отношениям Вашингтона с Анкарой. Этот шаг может повлечь различные последствия, в первую очередь привести к дальнейшему усилению напряженности между данными конкретными странами. Стало быть, в этом и заключается «американская справедливость».
Одними из причин такого шага американских сенаторов, безусловно, являются реверансы между Россией и Турцией. К тому же сближение этих стран может означать отступление позиций и границ НАТО. Стратегическое сближение с Россией также усилит амбиции Турции на статус лидера тюрко-исламского мира, что не интересах американской геополитической стратегии на Востоке. Турция – одна из редких стран исламского мира, которая периодически выступает против великодержавных замашек Запада. И данное обстоятельство также беспокоит западных стратегов. Именно поэтому Запад предпринимает всякого рода экономические санкции, ограничивающие возможности Турции на мировом рынке. К слову, Турция со своим экономическим потенциалом все еще не стала полноправным членом ЕС.
Безусловно, упомянутую резолюцию можно также рассматривать и как продолжение процесса выяснения степени важности и собственной роли вовлеченных сторон в урегулировании сирийского конфликта. Конечно, не исключены и иные факторы, но в любом случае факт признания мифического «геноцида» – это не результат поиска правды, тем более стремления Штатов восстановить историческую справедливость. Это всего лишь проявление стратегии реализации национальных интересов США.