В США принят документ о «геноциде армян»: ставить точку еще рано. ВИДЕО

Эффект будет противоположным, отношения Анкары и Еревана только обострятся, о нормализации можно будет забыть.

Международный скандал, вызванный резолюцией Сената США признать «геноцид армян», анализирует политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала “Москва-Баку”.

Скандал вокруг истории с признанием геноцида армян разрастается с каждым днем, вовлекая в свой водоворот все больше государств, политиков, общественных и религиозных деятелей, вольно или невольно оказавшихся по разные стороны баррикад. После того, как вслед за Палатой представителей Конгресса США законопроект, признающий «геноцид армян» одобрила верхняя палата Конгресса – Сенат, выяснилось, что ставить точку в этом споре рано.

Дискуссия только начинается, и последствия могут быть самыми неожиданными, выйдя далеко за рамки спора о том, что происходило столетие назад в Османской империи. Не удивительно, что за горячей темой пристально следят в последние предновогодние дни в Москве и Баку.

Как передает AZE.az, в ответ на решение Конгресса США президент Турции Тайип Эрдоган уже пригрозил принять встречную резолюцию о геноциде индейцев при колонизации Америки. «Нам также нужно выступать против вас с такими же решениями нашего парламента. И мы это будем делать. Разве можно молчать об индейцах, говоря об Америке? Это позорная страница США», – заявил он.

Перспектива эта выглядит вполне реальной, учитывая, что с совместным заявлением, решительно осуждающим решение Сената США, выступили все пять фракций турецкого парламента. Попыткой фальсификации истории и политического давления назвали решение верхней палаты конгресса США и в Баку.

А официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила о готовности Москвы предоставить материалы о том, что «мигранты сделали с индейцами, когда прибыли на территорию будущих США». Это признание подтвердило, что исторические аналогии и параллели на тему геноцида индейцев и армян, вполне вероятно, будут всплывать еще много раз.

Когда есть давний исторический спор, всегда возникает желание в нем однажды разобраться и подвести черту под кровоточащим прошлым, отравляющим современные отношения государств. После чего можно будет вздохнуть с облегчением: наконец-то все встало на свои места, вещи названы своими именами и справедливость восторжествовала.

Но ведь это должно быть именно такое решение, которое будут готовы принять все стороны – те государства, которым этот спор достался в виде тяжелого исторического наследства.

На самом деле, президент Эрдоган в эти дни вновь дал понять, что не боится обсуждения, не пытается замять тему, отложить ее обсуждение в долгий ящик, но при этом отвергает тезис о презумпции вины Турции. Поскольку можно назвать случившееся геноцидом, а можно ведь – и братоубийственной войной.

«Мы открыли более миллиона документов о событиях 1915 года. Приезжайте, изучайте. Мы говорим с документами в руках», – призвал Реджеп Тайип Эрдоган на этой неделе.

Но вся штука в том, что никто ведь не поехал и не поедет в Турцию изучать первоисточники. Такое разбирательство – беспристрастное международное расследование всем тем, к кому обращается турецкий лидер, вовсе не нужно.

Потому что эта история про «геноцид армян», как история про геноцид индейцев – на самом деле, истории совсем о другом.

Это история о том, как с помощью прошлого политики и государства сводят счеты в настоящем.

Чего же реально добились те, кто спустя столетие, как им кажется, наконец-то пригвоздил Турцию к позорному столбу, вызвав восхищение у одних и недоумение у других?

«Признание «геноцида армян» имеет также компонент безопасности. И этот процесс важен для обеспечения безопасности нашей страны», – определил смысл голосования в Сенате США премьер-министр Армении Никол Пашинян.

Но трудно, а скорее, невозможно понять, как же это решение о признании «геноцида армян» укрепит безопасность современной Армении. Оно что – снимет турецкую блокаду, приведет к потеплению двусторонних отношений? Очевидно, что нет – эффект будет противоположным, отношения Анкары и Еревана только обострятся, о нормализации можно будет забыть.

Никаких принципиальных изменений не произойдет и в американо-армянских отношениях. Потому президент США Дональд Трамп и американское дипломатическое ведомство – Госдеп, поспешили дистанцироваться от решения законодателей. В эти дни было любопытно наблюдать за тем, как американские дипломаты в поте лица работали над тем, чтобы минимизировать ущерб для отношений с другими странами, вызванный решением конгрессменов.

«Эта резолюция не является показателем официальной политики администрации Белого дома», – заявил посол США в Баку Ли Литценбергер. «Мы близкие друзья и партнеры. Мы будем продолжать наше сотрудничество», – добавил посол, говоря об отношениях США и Турции.

С официальным разъяснением выступил и госдеп США. «Позиция администрации Белого дома не изменилась. Наши взгляды отражены в однозначном заявлении президента по этому вопросу, сделанному в апреле», – говорится в сообщении американского внешнеполитического ведомства.

Напомним, что 24 апреля президент Трамп сделал заявление о том, что Вашингтон чтит память о тех, кто пострадал от одного из самых наихудших массовых зверств XX века». При этом отметим, что слово «геноцид» в заявлении не использовалось. Но ведь чтут память жертв трагедии столетней давности и в Анкаре, как и во многих других столицах.

Итак, как видим, история про «геноцид армян» перессорила не только государства, но и вбила еще один клин между двумя ветвями американской власти – законодательной и исполнительной. Причем в самый разгар скандала вокруг импичмента. Ну и кто, в итоге, выиграл? Проиграли все.

Но и это еще не все.

Трещина, расколовшая мир в связи с решением Сената США, прошла и через представителей религиозного сообщества.

Как выяснилось, прийти к единому мнению не могут и церковные иерархи. Католикос всех армян Гарегин II назвал решение американских законодателей «новой страницей в истории».

Однако новоизбранный патриарх Константинопольской епархии Армянской Апостольской церкви епископ Саак Машалян, напротив, выразил недовольство решением Сената США и тем самым фактически вступил в заочный спор с католикосом всех армян Гарегином II. «Мы хотим, чтобы о проблеме говорили не парламенты разных стран, а люди, живущие на этой земле. Мы хотим улучшения отношений Армении и Турции. Об этом пока разговора нет, но о проблеме говорят третьи страны, находящиеся за океаном», – заявил епископ Машалян, назвавший «аморальными» попытки оказать давление на Турцию «посредством армянского вопроса».

«Армянская община интегрирована в жизнь Турции. У нас есть общая судьба с этой страной. Мы забыли, что случилось 100 лет назад. Мы решили жить в этой стране. Это то, что отделяет нас от Диаспоры и Армении. Мы пережили травму 1915 года и каким-то образом излечили ее, оставаясь в этой стране», – добавил патриарх Константинопольской епархии Армянской Апостольской церкви. Саак Машалян выступает за создание совместной комиссии историков, которая должна изучить обстоятельства трагедии, произошедшей в Османской империи.

Таким образом, решение американских законодателей не излечило, а разбередило старые раны истории, став еще одной линией размежевания в нашем и без того расколотом на множество трещин современном мире. Тема «геноцида армян» бумерангом вернулась в Америку темой геноцида индейцев. И, как это бывает с бумерангом, попала в тех, кто его запустил.