Судьба мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта на нынешнем этапе истории обуславливает будущее не только армянского меньшинства Азербайджана, но и всех армян. Полным пренебрежением прав меньшинства, живущего на азербайджанских землях, отличаются видения не официального Баку, а как раз Еревана.
Мюнхенский урок Президента Ильхама Алиева армянскому премьеру Николу Пашиняну оказался всеобъемлющим и расставил важные акценты в спорных истинах. Он охватил историческую, географическую и геополитическую тематики, закрыв принципиальные вопросы.
Обычно столь поучительные повороты заставляют набирающих навыки слабаков делать выводы и не наступать на старые грабли. Но армянский премьер, как показали последующие события, не только ничему не научился, но взял за правило лезть на рожон. Ему не с руки громогласно препираться или затевать заочные дуэли с азербайджанским лидером, поэтому за него говорят другие, доказывая, что проигрыш в очной дуэли оставил в сердце Пашиняна незаживающую рану.
Как передает AZE.az со ссылкой на «Каспий», в ходе вселенского позора Никол Воваевич сам себя запутал, выставив напоказ интеллектуальную неподготовленность. Теперь ему и его сподвижникам лучше бы помолчать, не дуться, ведь в деликатных ситуациях слабое звено в попытках отыграться неизменно добивается обратного эффекта, усугубляя свое положение. Видать, законы тонкого позиционирования писаны для проницательных и одаренных.
В канцелярии армянского премьера все еще вынашивают планы реванша, хотя они априори обречены на провал. Пресс-служба Пашиняна отыгрывается за провал босса спустя несколько месяцев, и этим лишь освежает в памяти сцену уничижения премьера, который в очном поединке оказался прилюдно поверженным. Держащие ответ за своего шефа знатоки совершают новые тщетные попытки смыва позора, и апеллируя к отцам мировой географии и истории, выставляют себя на посмешище.
Постфактум оспаривать доводы Президента Азербайджана Ильхама Алиева о сути и положениях Кюрекчайского договора начала XIX века, где нет ни одного упоминания об армянах, – это самое нелепое из того, что можно было бы придумать. Впрочем, если учесть, что отцом мировой истории и мировой географии являются вовсе не Геродот и Страбон, а армянские исследователи-самоучки, тогда все становится предельно ясным.
Такие имена, как Ксенофонт, Плиний, Плутарх, Тацит и прочие блекнут перед армянскими титанами, которые рождаются, как грибы после дождя, приумножая мифическую историю нации. Происходит сие, невзирая на то, что сочиняемые ими легенды никак не соотносятся с доказанными фактами библейских и более поздних времен.
Погружение в историю армянского народа, написанную в национальной кустарной лаборатории, – это путешествие в мир воздушной стихии, которая существует в воображении и не имеет ничего общего с настоящей историографией. Она признается и почитается только в одной отдельно взятой стране, где люди научились редкому качеству пренебрежения всем тем, что является наукой настоящей, не загрязненной банальной и примитивной фантазией. Отсюда все байки наподобие армянского происхождения Иисуса Христа, Баха, египетских пирамид и других духовных и материальных субстанций, которые по праву являются достоянием мировой цивилизации.
В некоторых принципиальных воззрениях армяне давно отгородились от остального мира, соорудив плотную стену самовлюбленности. Неважно, что от этого несет чистой клиникой. Достаточно, что выстраданная ими «великая история» является центром мироздания для ограниченного контингента.
На этом можно поставить жирную точку и подавить в себе всякое желание оспорить антинаучность выдвигаемых предположений. Это вполне разумно. Но относительно геополитического аспекта выдвигаемых армянскими источниками предположений есть о чем потолковать.
Причина кроется не только в том, что эти соображения являются продуктом нового времени. Они затрагивают судьбы ныне живущих поколений. Чтобы внушить современникам чувство трезвости, необходима железная логика и ясное мышление. Эти качества могут способствовать избавлению от иллюзий, помочь не застрять в болоте популизма, и стало быть, отвести в сторону вероятность самоуничтожения.
Речь вот о чем. Судьба мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта на нынешнем этапе истории обуславливает будущее не только армянского меньшинства Азербайджана, но и всех армян. Полным пренебрежением прав меньшинства, живущего на азербайджанских землях, отличаются видения не официального Баку, а как раз Еревана. Это ереванские стратеги превратили азербайджанских соплеменников в разменную карту в своих грязных политических расчетах, положив начало системной деградации не только Армении, как субъекта международного права, но и армянского этноса вообще.
Прозвучавший из Баку посыл относительно невозможности участия меньшинства в переговорах – это исходная точка, постулат, который не подлежит пересмотру. Но вот формула, которую предлагали бывшие, а ныне опальные экс-президенты Роберт Кочарян и Серж Саргсян, ошибочна и опасна в своей сути. Зная это, не смог от нее отречься и премьер-министр Пашинян, ступивший на гибельную дорожку. Эту же формулу отвергает сообщество, что находит подтверждение во всех без исключения документах и правовых актах.
Недавняя резолюция Европейского парламента, в котором отображается взгляд на положение дел на Южном Кавказе, на принципы разрешения спорных вопросов, подтвердил приоритет принципа нерушимости границ государств над принципом самоопределения меньшинств. Европейцы высказались за право для меньшинств самим определять свою судьбу, но только в рамках действующих границ стран. Именно потому европейцы, а вместе с ними и остальной мир, признали право Азербайджана на урегулирование проблемы Нагорного Карабаха в той форме, которую Баку считает единственно приемлемым алгоритмом.
Будут армяне обожествлять идеологию фашизма и ее носителей или нет, не играет никакой роли. Решение карабахской проблемы лежит в плоскости восстановления юрисдикции Азербайджана в периметре оккупированных территорий, и это единственно приемлемый ключ от дилеммы.
Актуальные нарекания Президента Ильхама Алиева в адрес сопредседателей МГ ОБСЕ – это в своем роде неудовлетворительная оценка за провальную дипломатию, которая подвела процесс к краю бездны, и вина за это целиком лежит на Ереване. Он выбрал долгий и искривленный путь к ложной цели. В таких вопросах ошибочность не прощается.
Старания Никола Пашиняна, его идеологов и помощников ничего изменить не в состоянии. За ошибки и благоглупости надо уметь держать ответ, все остальное не имеет принципиального значения.