Президент Азербайджана в очередной раз дает понять, что он устал от затягивания переговоров со стороны Армении. А сама мысль об изменении формата переговоров делает их бессмысленными.
Это программа «В центре внимания». Ее автор и ведущий Андрей Шляпников представляет на портале «Москва-Баку» главные события, яркие кадры, мнение ведущих экспертов и все самое интересное, что оказалось в центре внимания, пишет AZE.az.
Смотрите в этом выпуске:
– Время имитации прошло. За что Ильхам Алиев раскритиковал сопредседателей ОБСЕ?
– Формула успеха. Как Азербайджан становится ключевым игроком в ООН
– Из революционера в диктаторы. Зачем Пашинян решил снова переписать конституцию.
Мы требуем ясности
На неделе Ильхам Алиев обрушился с критикой на сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Алиев хочет слышать конкретные заявления, а не абстрактные слова.
“Премьер-министр Армении говорит: «Карабах – это Армения». Но почему Минская группа не отвечает на это? Почему не отвечает, что это выражение по существу полностью нарушает суть переговоров, сформированных Минской группой, фактически делает их бессмысленными. Сопредседатели Минской группы отреагировали на это адекватно? Нет! Армянская сторона уже два года пытается изменить формат переговоров и заявляет, что Азербайджан должен вести переговоры с вымышленными, фиктивными «лидерами» пресловутого Нагорного Карабаха. На это дается адекватный ответ? Нет. Дается некоторыми абстрактными словами, чтобы угодить и вашим, и нашим. Но это время уже прошло. Мы требуем ясности”, – подчеркнул Ильхам Алиев.
Президент Азербайджана в очередной раз дает понять, что он устал от затягивания переговоров со стороны Армении. А сама мысль об изменении формата переговоров делает их бессмысленными.
“Мы сейчас проявляем терпение и стараемся быть конструктивными. Но сегодня переговорный процесс практически не идет. Видеоконференции министров иностранных дел Армении и Азербайджана не имеют никакого значения. Это просто показывает, что Минская группа как бы действует. Но сколько можно? Быть действующим означает действовать. Я говорил, что мы не будем проводить переговоры ради имитации. Мы хотим вести переговоры по существу”, – заметил Ильхам Алиев.
Этими заявлениями Алиев, видимо, решил встряхнуть сопредседателей, вывести их из спячки, в которую они, возможно, впали в период пандемии. Это говорит о серьезном настрое азербайджанского лидера сдвинуть дело с мертвой точки. И он абсолютно прав. Встречи, а теперь видеоконференции министров иностранных дел последнее время действительно перестали приность даже хоть какие-то информационные поводы. Вот последнее заявление:
«Сопредседатели подчеркнули, что военного решения конфликта не существует. Они настоятельно призвали стороны предпринять дополнительные шаги для укрепления режима прекращения огня и подготовки населения к миру. Сопредседатели также подчеркнули настоятельную необходимость возобновления мониторинга (на линии соприкосновения), как только позволят условия»
В этом заявлении нет никакой новой информации, общие слова и никакой конкретики. Бывает, сопредседатели выражают озабоченность. Недавние провокационные заявления, подстрекательская риторика и возможные шаги, направленные на изменение ситуации на местах, могут подорвать процесс урегулирования, заявили в Минской группе. И снова никакой конкретики, только годами не меняющийся набор слов. А вот у Алиева конкретика есть.
“Конфликт должен быть урегулирован в рамках территориальной целостности нашей страны. Это – принципиальная позиция, которую поддерживает мировое сообщество”, – заявил Ильхам Алиева.
Пока это предупреждение, но Ильхам Алиев четко дает понять, что если дело не сдвинется с мертвой точки, то ситуация может обостриться вплоть до военного конфликта и если, это ни дай Бог произойдет, то главным проигравшим окажется именно Минская группа, которая демонстрирует пассивность. Азербайджан же требует активных действий со стороны сопредседателей, главная миссия которых поиск путей мирного и справедливого урегулирования Карабахского конфликта.
Мировая инициатива
Азербайджан продолжает набирать политический вес на мировой арене. Напомню, что 4 мая президент Азербайджана на саммите Контактной группы Движения неприсоединения в качестве действующего председателя этой международной структуры выступил с предложением о проведении специальной сессии Генассамблеи ООН на уровне глав государств и правительств в целях обсуждения борьбы с пандемией.
На неделе, в ходе телефонного разговора с генсеком ООН Антонию Гутерришем, глава Азербайджанского государства подчеркнул, что уже более 130 государств-членов ООН поддержали данную инициативу. Президент Ильхам Алиев отметил, что азербайджанская сторона готова внести свой вклад в решение технико-логистических вопросов в связи с проведением такой сессии. В свою очередь генсек ООН Антониу Гутерриш заверил азербайджанского лидера в своей поддержке проведения спецсессии и подтвердил готовность ООН участвовать в решении организационных вопросов ее проведения.
“Как вам известно, для реализации данной инициативы нам нужны были 97 голосов. Мы же получили голоса более 130 стран. Считаю, что здесь сыграли свою роль два основных фактора – актуальность данной темы и поддержка и симпатия к Азербайджану на международной арене. Мы завоевали эту симпатию благодаря многолетней последовательной деятельности, принципиальной, независимой политике”, – заявил Ильхам Алиев.
В постоянном представительстве России при ООН также выразили поддержку инициативе, выдвинутой президентом Азербайджана, заявив, что она идет в русле дела объединения международных усилий в борьбе со вспышкой COVID-19 и выполнения обязанности стран-членов сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН.
“Инициатива президента Азербайджанской Республики Ильхама Гейдаровича Алиева о проведении специальной сессии Генассамблеи ООН по борьбе с COVID-19, безусловно, важная и знаковая. Россия ее всецело поддерживает, как и другие 130 стран-членов ООН. Это характеризует Баку как ответственного участника мирового сообщества и говорит о большом авторитете Азербайджана в Организации Объединенных Наций”, – считает депутат Госдумы Леонид Слуцкий.
А вот Армения не поддержала инициативу Азербайджана хотя пандемия очень сильно ударила по Армении. В интервью азербайджанским СМИ Ильхам Алиев прокомментировал этот отказ.
“Что касается Армении, то на самом деле они поставили себя в очень смешное положение. Более 130 стран официально поддержали нашу инициативу, причем в индивидуальном порядке. Несколько стран остались безмолвными. То есть, они просто не отреагировали на это. Единственная страна, которая выступила против этого, – Армения. Посол Армении в ООН направил очень странное письмо, в котором говорится, что они выступают против”, – отметил Ильхам Алиев.
Основной причиной отказа Алиев считает господствующую в Армении азербайджанофобию на государственном уровне. Только эта самоизоляция на мировой арене говорит о безрассудстве и нерациональности сознания. Азербайджан предлагает объединить усилия против общей беды, Армения как-бы гордо отказывается, только потому что объединиться призывает Азербайджан. Возможно, в Армении поняли свою ошибку, но признать неправоту не в стиле нынешней армянской власти. А вот Азербайджан показал себя ответственным и неравнодушным членом мирового сообщества.
Революционер в действии
Премьер Армении Никол Пашинян теперь решил совершить новую конституционную революцию. В День конституции Армении Пашинян предложил переписать конституцию. Он отметил, что анализ ряда событий последнего периода навел его на мысль о том, что граждане Армении часто не считают государственный строй своим, не видят его органической связи со своей волей.
“И хотя моя позиция заключалась в том, что частые изменения Конституции подвергают ненужному стрессу государственную систему, приводят к неопределенности, вышеуказанное привело меня к выводу о том, что нашей стране нужна новая Конституция, которая будет основываться на воле граждан, а в стране установится зиждущийся на ней госстрой”, – заявил Никол Пашинян.
Конституция Республики Армения была принята на референдуме 5 июля 1995 года. Референдумы по реформированию Основного закона страны проводились трижды. В 2005 внесены поправки, по которым часть полномочий президента республики передавалась иным государственным органам. Поправками была повышена роль Национального Собрания – парламента Армении. В 2015 в ходе референдума была принята новая Конституция, по которой страна перешла от действующей полупрезидентской к парламентской форме правления с урезанными полномочиями главы государства.
В конце июне этого года произошел беспрецедентный случай, когда парламент страны в обход референдума принял изменения в конституцию, предусматривающие смещение с должности оппозиционного к нынешней армянской власти главы Конституционного суда Грайра Товмасяна и прекращение полномочий еще трех судей. А также лишила президента права подписи при внесении поправок в Конституцию. Все события происходили на фоне бойкота заседания частью оппозиционных политических фракций и стремительного падения рейтингов премьер-министра из-за экономической ситуации в стране и провала в борьбе с коронавирусом.
“Вместо решения важнейших социальных проблем власти направили все свои ресурсы и фейк-индустрию, на которую тратятся огромные государственные средства, на аморальное сведение политических счетов с главой «Процветающей Армении» и депутатами. При этом они не останавливаются перед какими-либо моральными препятствиями”, – говорится в заявлении партии “Процветающая Армения”.
Никол Пашинян, столкнувшись с острой критикой в свой адрес и кучей нерешённых проблем как во внутренней, так и во внешней политике, похоже, реагирует закручиванием гаек и попыткой продавить выгодные ему решения, даже если потребуется пойти неординарным и неоднозначным путём, нарушая принципы, с которыми Пашинян пришел к власти. А теперь главный вопрос, какой может стать новая конституция Армении? Несмотря на большинство депутатов правящей партии “Мой шаг” в парламенте Пашинян боится этого органа как огня. Сегодня партия тебя поддерживает, а завтра может выступить против. Поэтому премьер Армении метит в президенты, а для этого нужно изменить конституцию и снова вернуться к президентской республике. И главное, чтобы вся власть была у президента. Проще говоря, Пашинян открыто стремится узурпировать власть.
“Этот процесс уже начался, надеемся, что проект новой конституции будет разработан при максимально широком общественном обсуждении, и свободным волеизъявлением народа новая конституция будет принята на референдуме в 2021 году”,- считает Пашинян.
Но поддержит ли его народ, который выбирал Пашиняна совсем за другие политические идеалы. Пашинян пришел к власти как раз на волне недовольства изменениями в конституции экс-президентом Сержем Саргсяном, который тем самым пытался остаться у власти. Теперь Пашинян намерен пойти по такому же пути, только в обратном направлении. Главный вопрос выиграет ли народ Армения от постоянной смены конституционного строя ради политических хотелок Никола Пашиняна.