Российский эксперт заявил, что современная Азербайджанская армия совсем не та, какой она была четверть века назад, и даже не та, какой она была в 2016 году.
Судя по отчетам пресс-служб министерств обороны Азербайджана и Армении, бои под Товузом 12-16 июля не переросли рамок локального боестолкновения, в которое было втянуто с каждой стороны по батальону пехоты, две-три минометные батареи и дивизион ствольной артиллерии.
Как передает AZE.az, об этом Axar.az сказал известный российский историк, профессор Олег Кузнецов.
По его словам, бронетехника и ракетная артиллерия не применялась или применялась крайне ограниченно, авиация не использовалась, поэтому масштаб боев не перерос границ приграничного инцидента.
«Если бы не было потерь в личном составе, его легко можно было бы отнести к категории минометно-артиллерийской дуэли, типичной для нагорно-карабахского конфликта. Все, так или иначе, было привязано к высоте Гарагая, овладение которой было целью атаки армянских подразделений. Атака была отбита наличными силами и средствами с привлечением подкреплений из второй линии обороны, после чего стороны перешли к размену минометно-артиллерийскими ударами и боевому применению БПЛА. При этом конфигурация позиций воюющих сторон не изменилась», – отметил собеседник сайта.
Он подчеркнул, что в Товузе армянские военные попытались повторить тактический ход, который проделала азербайджанская армия в Нахчыване в 2018 году, когда ею были взяты под контроль стратегические высоты, позволяющие взять на прицел и включить в зону поражения ствольной артиллерии одну из двух дорог, ведущих из Еревана в Ханкенди.
«Захват высоты Гарагая позволил бы армянской стороне включить в зону огневого поражения артиллерии азербайджанскую территорию в радиусе до 25 километров, по которой проходят нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан, железная дорога Баку – Тбилиси – Карс и ряд других транспортных магистралей, имеющих для Азербайджана стратегическое значение.
Тем самым Азербайджану было бы нанесено не только военно-политическое и военно-техническое поражение, но также и серьезный геоэкономический ущерб, так как под угрозу попали бы его многие международные экономические проекты, включая поставки газа в Турцию и балканские страны. В итоге получается, что и военном планировании командование армянских вооруженных сил не способно найти оригинальных оперативно-тактических решений и, как в других сферах жизни, в военном деле все заимствует у тюрок», – сделал вывод О.Кузнецов.
Эксперт добавил, что армянские военные с возложенной на них геополитической миссией не справились, а поэтому не получили от ОДКБ ту военно-политическую и военно-техническую помощь, на которую рассчитывали, после чего один из армянских политиков с горькой иронией был вынужден констатировать крайне неприятный для себя факт, что «у Азербайджана в ОДКБ больше союзников, чем у Армении».
«Почему это случилось? Ответ на данный вопрос у меня один: с армянскими военными злую шутку сыграла их самонадеянность и расчет на свое морально-психологическое превосходство над азербайджанскими военными, что стало причиной просчетов при оценке необходимых для успешной штурмовой атаки сил и средств.
Возможно, что при планировании и подготовке этой операции они рассчитывали на фактор внезапности и панику в расположении противника, к которой они привыкли во время войны 1988–1994 гг., но современная азербайджанская армия совсем не та, какой она была четверть века назад, и даже не та, какой она была в 2016 году. Главная причина неудачи армянской армии в Товузе заключается в недооценке ее командованием своего противника и переоценка собственных сил и возможностей.
В моем понимании атака на Гарагая была стопроцентной авантюрой, проведенной, как говорят в таком случае в России, «на авось». Что и привело к совершенно закономерному поражению армянских войск в этом локальном боестолкновении, которое, как видится по прошествии небольшого времени, подобно боям между советскими пограничниками и китайскими военными на острове Даманский 2 и 15 марта и озере Жаланашколь 13 августа 1969 года», – сказал историк.