Азербайджан является для Франции ключевым дипломатическим партнером в регионе, хотя она как сопредседатель Минской группы и должна придерживаться нейтралитета.
Партнерство между Азербайджаном и Францией находится на высоком уровне. Это партнерство опирается на дружественные отношения, и сотрудничество между нашими странами развивается в различных направлениях.
Ну а поскольку одним из важнейших факторов стабильности, безопасности и развития является взвешенная и активная внешняя политика, то в этом контексте Франция является одним из ключевых партнеров нашей страны на международной арене.
Как передает AZE.az со ссылкой на “Каспий”, в Париже высоко оценивают многовекторный независимый характер внешней политики Азербайджана, его сбалансированные отношения с ключевыми мировыми игроками, стабилизирующую в целом роль нашей страны в регионе.
Сегодня наши приоритеты – это дальнейшее развитие политического диалога и сотрудничества по самым актуальным вопросам международной и региональной повестки, реализация новых экономических и инвестиционных проектов…
Что пугает Ереван?
Именно на противодействие этому динамично нарастающему взаимодействию между Парижем и Баку нацелена сегодня не только вся армянская диаспора Франции, но и дипломатический аппарат Армении во главе с Зограбом Мнацаканяном.
Еще бы, ведь суды самой революционной столицы Европы один за другим отменили 13 хартий дружбы с сепаратистским Нагорным Карабахом, подписанные аж с 2013 года… Не помогла даже влиятельная армянская диаспора Франции, насчитывающая по данным комитета защиты армянского дела порядка 600 000 человек. Поскольку этот шаг касался важного для Франции экономический партнера, так как большая часть французской торговли в Кавказском регионе приходится именно на Баку, который обладает существенными энергетическими ресурсами. Кроме того, Азербайджан является для Франции ключевым дипломатическим партнером в регионе, хотя она как сопредседатель Минской группы и должна придерживаться нейтралитета.
Именно поэтому президент Эммануэль Макрон, которого 5 февраля пригласили на ужин в координационный совет армянских организаций Франции, отстаивал жесткость позиции по соглашениям о дружбе. «Это в равной степени юридическое обязательство и принципиальный вопрос. Мы не можем признать договоры французских муниципалитетов и территориальных образований с фактическими властями Нагорного Карабаха», – резюмировал тогда французский президент, приведя в ужас армянскую диаспору еще и тем, что предложил Азербайджану сотрудничество в военно-промышленной области.
Желая во что бы то ни стало повернуть вспять французско-азербайджанское взаимодействие, армянская сторона стала внимательно следить за развитием событий в Средиземноморье, подбрасывая дровишек в разгорающийся костер турецко-кипрского противостояния, заодно акцентируя внимание французской стороны на братских отношениях Азербайджана и Турции.
Франция отличает Азербайджан от Турции
Как считает французский политолог армянского происхождения Кайц Минасян, живущий в Париже, хотя президент Франции Эммануэль Макрон и заявил о ведении «политики красных линий» против Анкары «пока рано обсуждать последствия обострения, поскольку мы пока находимся в начале кризиса. Но давайте не будем говорить о войне между двумя странами. Напряжение, конечно, может обостриться, но пока мы далеки от прямого столкновения между Парижем и Анкарой». Не сработала и надежда армян на то, что после провозглашения девиза «одна нация – два государства» обострение отношений между Францией и Турцией может повлиять на политические и экономические отношения с Азербайджаном, на работу Франции в Минской группе ОБСЕ. А также на товарооборот между двумя странами, который на сегодняшний день составляет около $2,5 млрд. Как считает Кайц Минасян, «Франция различает Турцию от Азербайджана.Напряженность с Анкарой, а не с Баку. Так, что такой угрозы нет, и Баку это знает».
Что остается Армении в таком случае? Лишь внимательно следить за развитием напряжения между Францией и Турцией, Грецией и Турцией. И тявкать иногда на Турцию как моська на слона без надежды на то, что кто-то обратит на нее внимание. То есть караван азербайджано-французской дружбы Армении уже не остановить, поскольку в основе этого взаимодействия лежат не только геостратегические приоритеты, но и взаимовыгодная торговля, приносящая в бюджет столицы Старого Света немалые дивиденды.
Конечно, Франция останется душеприказчиком Армении до последнего ее вздоха, но к Азербайджану это, как диктуют политические реалии, отношения, скорее всего, как это ни прискорбно для армянской стороны, иметь не будет.
Кипрский месседж
Что касается Турции, то тут сдерживающим фактором в первую очередь являются мигранты, которые могут хлынуть из страны. К тому же Евросоюз боится того, что Анкара может вообще развернуться в сторону Москвы. Именно поэтому вряд ли будут приняты какие-то серьезные санкции против турок, а это значит, что греки могут остаться в минусе.
Да и Россия может вмешаться в «разборки» на восточном Средиземноморье между Грецией и Турцией только тогда, когда ее об этом попросят. Ибо для Москвы сейчас важнее сирийский плацдарм.
Вместе с тем противостояние греков с турками грозит обернуться серьезным геополитическим конфликтом уже между Парижем, Берлином и Вашингтоном. Не говоря уж о самом НАТО, и Эрдоган, видимо, сделал соответствующие выводы, которые основаны на том, что европейские столицы уж точно друг за друга горой не встанут.
И тут дело даже не в той опасности, которая дамокловым мечом висит над всеми европейскими странами в виде нескольких миллионов мигрантов, застрявших на турецкой территории и любой ценой стремящихся в Европу. Вопрос намного глубже.
Ведь не только в Евросоюзе, но и в США понимают, что сильное давление на Турцию чревато непредсказуемыми и необратимыми последствиями. Например, еще большее сближение с Россией, когда Анкара согласится на определенные уступки Москве по вопросу Идлиба, а это будет означать, что Сирия для Запада окончательно потеряна.
И даже Франция, которая, вроде бы, на полном серьезе намерена «крышевать» Грецию в противостоянии с Анкарой, при внимательном рассмотрении преследует исключительно собственные интересы.
Как считают сведущие эксперты, Париж давно уже примеривает на себя «европейское одеяло», перетягивая его с Берлина, и нынешняя ситуация в восточном Средиземноморье французам показалась весьма удобным поводом для этого.
Что же касается громких заявлений о военной помощи, которую Франция намерена оказать Греции, то она в итоге сводится к банальной продаже оружия, которая может изрядно потрепать и без того дырявый греческий бюджет.
Армении в такой ситуации остается лишь сидеть поджав не только хвост, но и крепко сжав зубы, пока ее в очередной раз не сделали козлом отпущения.