Освобожденный Карабах “вытащит” Армению из экономической ямы. ВИДЕО

По мнению российского эксперта, прошедшая в Москве 11 января встреча имеет все шансы войти в историю как поворотный момент в продолжавшемся не одно десятилетие споре о Карабахе.

Как сообщает AZE.az, договоренности о развитии торгово-экономических связей и реализации инфраструктурных проектов в Закавказье, достигнутые на трехсторонней встрече лидеров России, Азербайджана и Армении в Москве, анализирует политический обозреватель Сергей Строкань – специально для портала «Москва-Баку».

Открывшая новый внешнеполитический год вторая встреча лидеров России, Азербайджана и Армении в Москве, инициатором которой выступил Владимир Путин, на первый взгляд, могла показаться лишь попыткой провести тонкую настройку уже существующих мирных договоренностей 9 ноября, не замахиваясь на новые прорывы.

Тем не менее, состоявшаяся в Москве 11 января встреча имеет все шансы войти в историю как поворотный момент в продолжавшемся не одно десятилетие споре о Карабахе. По ее итогам было подписано заявление, подтвердившее решимость лидеров трех стран сделать новый решающий шаг на пути к долгосрочному карабахскому урегулированию. Его мотором должны стать масштабные торгово-экономические связи и инфраструктурные проекты, бенефициарами которых окажутся обе стороны конфликта – как Азербайджан, так и готовящаяся к выходу из экономической блокады Армения.

Состоявшиеся в Кремле переговоры лидеров России, Азербайджана и Армении, подтвердившие их готовность продолжать совместную работу по превращению разрушенного войной Карабаха в зону мира и сотрудничества, показали, что даже враждующие и непримиримые стороны, которых собирает авторитетный посредник, могут договариваться.

В свое время, сказав в адрес друг друга столько нелицеприятных слов, президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян к сегодняшнему дню совершенно неожиданно оказались в одной лодке. Ведь став соавторами мирных договоренностей 10 ноября, они поставили на эти договоренности весь свой политический капитал и теперь оба лидера – и премьер Пашинян и президент Алиев, как и хозяин встречи в Кремле, связаны этими договоренностями, как бывают связаны одним канатом штурмующие отвесные скалы альпинисты.

Между тем, стопроцентной уверенности в том, что эту лодку карабахского мира, в которой плывут три лидера, не попытаются опрокинуть или пустить на дно, до сих пор нет. Главной силой, играющей против, остается армянская оппозиции, продолжающая попытки свергнуть Никола Пашиняна и пытающаяся разглядеть в карабахском мирном процессе какой-то подвох.

Обращает на себя внимание, что перед переговорами в Москве страсти в Ереване, где два месяца не стихают протесты противников Никола Пашиняна, накалились до предела.

Поводом стали появившиеся в соцсетях сообщения о том, что премьер Пашинян, якобы, едет в Москву сдавать Ильхаму Алиеву все то, что он еще не успел сдать раньше, и поэтому готовится подписать некий новый тайный договор с Баку, предусматривающий передачу ему дополнительных территорий и вывод армянских войск из Карабаха.

Напрасно министр юстиции Армении Рустам Бадасян пытался успокоить страсти, заявив, что никакого проекта нового договора с Азербайджаном не существует. Участников протестных акций в Ереване это, однако, не убедило. «Мы можем делать выводы о достоверности слов Пашиняна только после 11 января», – накручивал толпу на одном из митингов в Ереване бывший замминистра юстиции Рубен Меликян.

До последнего момента вообще не было уверенности в том, что Никол Пашинян сможет прилететь в Москву: из Армении поступали сообщения о том, что активисты оппозиции пытаются помешать вылету его самолета в Москву.

Только вдумайтесь: Никол Пашинян собрался лететь не куда-нибудь, а в Россию. В страну, имеющую союзнические отношения с Арменией. А его в эту Россию Владимира Путина пытались не пустить, тем самым, судя по всему, допуская, что Россия может стать частью какого-то тайного сговора против армянского государства и армянского народа. Вот такой уровень доверия к Москве демонстрируют те силы, которые пытаются сорвать реализацию мирных договоренностей 9 ноября.

Тем не менее, Никол Пашинян, слава Богу, до Москвы долетел, армянскую родину в Москве, как боялись многие в Ереване, врагу не продал, а политические очки уж точно не потерял, а возможно, и заработал. Хозяин встречи Владимир Путин обменялся рукопожатием и обнялся с Ильхам Алиевым, после чего точно так же приветствовал Никола Пашиняна, как бы напомнив о том, что у троих лидеров есть одно большое общее дело – строительство карабахского мира.

Лидеры Азербайджана и Армении от рукопожатия воздержались, но все же поздоровались кивком головы, сказав друг другу: «Здравствуйте». Это уже сам по себе был символический жест, демонстрирующий готовность хотя бы в рамках отведенного на переговоры времени договариваться, а не обмениваться обвинениями.

Договариваться о чем?

Ровно два месяца назад лидеры трех государств завершили одну из самых кровопролитных войн последнего десятилетия, подписав трехстороннее заявление – дорожную карту к урегулированию в Закавказье, что позволило остановить перерастания регионального конфликта в межрегиональный.

Теперь же, помимо решения текущих вопросов, связанных с укреплением режима прекращения огня в зоне конфликта, возвращением беженцев и улучшением гуманитарной ситуации в Карабахе, предстояло сделать следующий шаг: начать скорейшее разблокирование экономических и транспортных инфраструктур в регионе.

Судя по всему, при всем различии подходов, Баку Ильхама Алиева, и Ереван Никола Пашиняна исходят из главного посыла, состоящего в том, что оживление многостороннего сотрудничества в Закавказье с подключением к нему других бывших советских республик, а также Турции и Ирана могло бы стать точкой невозврата на пути к карабахскому миру.

Учитывая то колоссальное давление, которое оказывается на него сегодня в Ереване, Николу Пашиняну эти переговоры дались непросто. Присутствовавший на вступительной части встречи специальный корреспондент газеты «Коммерсантъ» Андрей Колесников описывает непростое эмоционально-психологическое состояние армянского премьера так: «Как только они расселись, господину Пашиняну принесли его портфельчик, из которого он еще до того, как стал говорить Владимир Путин, начал почти лихорадочно доставать какие-то бумаги, не зная, видимо, что сразу после приветственного слова президента России все они перейдут в соседнее помещение, где уже накрыто, и что бумаги придется опять собирать в портфельчик».

«Ильхаму Алиеву никакие бумаги были не нужны: у него все было как обычно в голове. Да и разве трудно было помнить названия отвоеванных районов Нагорного Карабаха? А ничего существенней для него по понятным причинам быть не могло», – продолжает Андрей Колесников.

Когда по окончанию переговоров лидеры трех государств вышли к микрофонам для итоговых заявлений, выяснились, что это были не просто переговоры, а результативные переговоры, завершившиеся подписанием совместного заявления.

Само по себе это стало если не сенсацией, то неожиданностью, учитывая, что еще накануне в Ереване заявляли о том, что ничего в Москве подписано не будет.

«Сегодняшнюю встречу считаю исключительно важной и полезной, поскольку мы смогли договориться и подписали совместное заявление по поводу развития ситуации в регионе», – заявил Владимир Путин. По его словам, это создает необходимые предпосылки для долгосрочного и полноформатного урегулирования застарелого конфликта на справедливой основе, в интересах как армянского, так и азербайджанского народов.

Ключевым словосочетанием в заявлении российского президента, как представляется, была «справедливая основа».

Подписанное в Москве новое заявление трех лидеров предусматривает конкретные шаги по разблокировке транспортных коммуникаций, строительству экономических связей и развитию инфраструктурных проектов.

С этой целью будет создана рабочая группа, которую возглавят вице-премьеры трех правительств — Азербайджана, Армении и России. В ближайшее время они создадут рабочие экспертные подгруппы, представят конкретные планы по развитию транспортной инфраструктуры и экономики региона.

В свою очередь, в своем заявлении по итогам переговоров Ильхам Алиев сделал особый упор на том, что достигнутые договоренности в Москве создают в регионе совершенно новую ситуацию. «Для нас это имеет большую важность, поскольку таким образом после более чем 30 лет Азербайджан посредством транспортных коммуникаций через территорию Армении будет иметь сообщение с Нахчыванской автономной республикой Азербайджанской Республики.

Армения будет через территорию Азербайджана иметь железнодорожный выход на Россию, на Иран. Также через Нахчыванскую автономную республику мы будем иметь выход на турецкий рынок. И также турецкие и российские железнодорожные артерии соединятся. То есть это заявление открывает огромные перспективы!» – описал перспективы мирного развития региона Ильхам Алиев.

Тем самым он напомнил идею многостороннего сотрудничества после достижения мирных договоренностей, впервые озвученную 10 декабря прошлого года после парада Победы в Баку и переговоров с присутствовавшим на торжествах президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.

Напомним, что Ильхам Алиев выступил тогда с примирительным жестом в адрес Армении, заявив: «Мы обсудили создание единой платформы по развитию региона в условиях мира. Эта платформа предусматривает сотрудничество России, Азербайджана, Турции и Ирана. Если Армения сделает верные выводы из закончившейся войны, мы можем с Арменией сотрудничать. Нам нужно положить конец этой вражде, открыть новую страницу».

«В настоящее время идет конкретная работа по открытию Нахчыванского коридора. Не хочу опережать события, но открытие этого коридора нашло отражение в заявлении, подписанном 10 ноября. Поэтому он обязательно откроется, и этой дорогой будут пользоваться и Азербайджан, и Турция, и Россия, и Армения, и Иран», – заявил перед переговорами в Москве Ильхам Алиев.

Между тем, состоявшиеся ровно через месяц после Парада победы в Баку переговоры в Москве показали: восстановленный Карабах, остававшийся яблоком раздора на протяжении десятилетий, уже скоро может стать локомотивом роста и развития в Закавказье, открывая новые огромные возможности не только перед Азербайджаном, но и перед напрасно оплакивающей его Арменией.