Трехстороннее соглашение России, Азербайджана и Армении оставило за своими рамками ЕС и США.
Как передает AZE.az, заместитель заведующего отделом внешней политики ИД «Коммерсантъ», эксперт Совета по международным делам Алексей Наумов в интервью «Москва-Баку» – об активизации Евросоюза на Южном Кавказе, причинах регулярных обстрелов между Азербайджаном и Арменией на фоне подписанного трехстороннего Заявления по карабахскому урегулированию и повестке визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Москву.
– Уже в течение нескольких недель подряд представители Евросоюза на регулярной основе посещают страны Южного Кавказа. В выходные Армению, Азербайджан и Грузию посетил президент Евросовета Шарль Мишель, который в Баку и Ереване заявил о готовности ЕС способствовать окончательному миру между Азербайджаном и Арменией, готовности помочь с делимитацией, демаркацией, мониторингом этого процесса. А еще на этом фоне появились разговоры о том, что Париж и Ереван ведут переговоры о необходимости пересмотра трехстороннего Заявления России, Азербайджана и Армении по Карабаху. Что это все значит?
– Попытка ЕС заработать себе политические очки на ситуации вокруг карабахского урегулирования очевидна и, естественно, она нам здесь в России не нравится. Но у Европейского Союза есть право проводить свою внешнюю политику, что уж тут поделать, мы его этого права лишить не можем. Очевидно, что Южный Кавказ сейчас – один из наиболее интересных регионов с точки зрения появления новой конфигурации. И, естественно, Евросоюз как сторона, которая не смогла содействовать урегулированию армяно-азербайджанского конфликта в ноябре прошлого года и которая тогда вела себя довольно пассивно, сегодня пытается наверстать упущенное. Трехстороннее соглашение России, Азербайджана и Армении оставило за своими рамками ЕС и США. Зафиксировало себя активно, благодаря огромному проармянскому лобби Франции, парижско-ереванское взаимодействие в этом направлении. Оно и сейчас пытается влиять на ситуацию. Но и Франция по итогам ноябрьских событий оказалась в положении проигравшей. Политические очки Европейского союза на Южном Кавказе по итогам трехстороннего соглашения по Карабаху утрачены. И сейчас он стремится вернуть себе какое-то политическое влияние в регионе. Это сопровождается изменениями в самом регионе. Сейчас Евросоюз говорит Баку и Еревану – а мы вам поможем с делимитацией, демаркацией границы.
Другое дело, что Евросоюз и до войны уже много чего обещал по Карабаху – и признал территориальную целостность Азербайджана. Но дальше деклараций это все не пошло. Мы видим активные попытки Франции показать, что она на стороне Армении, что, безусловно, связано с желанием Макрона получить поддержку армянского электората на предстоящих в следующем году президентских выборах.
Очевидно, что Евросоюз хочет усилить свое влияние на Южном Кавказе. За счет кого он может его усилить? За счет России. Очевидно, что ЕС хочет снизить роль РФ в Закавказье. Евросоюзу не хочется, чтобы Москва на что-то влияла, потому что между Евросоюзом и Россией есть ряд политических противоречий и идет не то, чтобы холодная война, но определенное противостояние.
Конечно, Россия будет этому противостоять, поскольку она не хочет терять свои политические очки, поскольку именно она добилась соглашения между Азербайджаном и Арменией, практически прекратила 30-летний кровавый и болезненный конфликт и, это, безусловно, ее успех и она должна довести дело до конца, поскольку это вопрос имиджа и влияния. И Москва будет и дальше отстаивать свое влияние на Южном Кавказе. Она не хочет, чтобы кто-то, кроме нее, решал закавказские вопросы. Идет борьба за влияние на Южном Кавказе, все хотят для себя каких-то преференций.
– Выборы в Армении закончились и Никол Пашинян стал выступать с довольно «интересными» заявлениями. Премьер Армении стал утверждать, что Азербайджан имеет претензии ко всем соседним государствам. В то время, как общеизвестно, что именно Армения имеет территориальные претензии, как минимум, к Азербайджану, к Грузии, к Турции. С начала месяца мы видим регулярные обстрелы между Арменией и Азербайджаном. На этом фоне ЕС выделяет Армении средства на «глубокие реформы».
– Как я и сказал, Евросоюз не заинтересован ни в трехстороннем соглашении, ни в укреплении влияния России на Южном Кавказе. Действительно, ЕС будет пытаться в первую очередь через Армению, как страну наиболее тесно связанную с Европейским союзом, влиять на ситуацию.
В отношении Азербайджана как одного из сильнейших и богатых государств региона ЕС будет действовать по-другому. Сейчас Евросоюз якобы предлагает решение конкретных проблем урегулирования. ЕС будет пытаться завоевать расположение Баку. Как позитивно повлиять на Азербайджан? Например, надавить на Армению, чтобы она пошла на условия по делимитации и демаркации. Вполне естественно – Азербайджан как страна, которая наиболее активно отстаивает позицию, что давайте уже спокойно перейдем к миру и будем строить нормальные экономические и политические связи, заинтересована в решении вопроса границы. И если Евросоюзу удастся решить этот вопрос, то очки, которые он стремится заработать в регионе, будут у него. Мы видим, что первая договоренность о передаче карт минных полей Азербайджану Арменией была осуществлена как раз при содействии ЕС и США. И здесь Евросоюз уже заработал свои очки. Хотя изначально именно Россия занималась этим вопросом. По факту если ЕС предлагает сторонам полезные вещи для мира в регионе и если они будут реализованы, если, наконец, между Азербайджаном и Арменией будет заключен мир, это хорошо для региона. Но Россия, естественно, не даст дорогу ЕС.
В ситуации с обстрелами одна сторона винит другую, другая – первую. Понятно, что в каждом конкретном случае нам сложно сказать, кто виноват. Но очевидно, что если делимитация, демаркация не будет проведена, стычки, обстрелы продолжатся. Политическая ответственность за данную ситуацию лежит на Армении, поскольку именно она препятствует процессу делимитации, отказывается подписывать мирное соглашение.
Вместе с тем, понятно, что Никол Пашинян совершенно позорно проиграл войну, но понятно и то, что он – прекрасный политический приспособленец, который удивительным образом подстраивается под любую ситуацию, всегда пытается со всеми задружиться, со всех получить выгоду. Да, сейчас он считает, что не может себе позволить превратиться в послушного, покорного гаранта мира. Потому что есть значительная часть армянских избирателей, которая голосовала против него и которая реально хочет реванша, войны. Он не может не учитывать мнение этих граждан. И он для них хочет выглядеть таким лидером-защитником, обвинять Азербайджан. На самом деле, подобные заявления Пашиняна – это политический блеф, отвлечение внимания и заработок внутриполитических очков. Неурегулирование ситуации на границе – это, конечно, затягивание мирного процесса и политическая ошибка Пашиняна. Но я думаю, что он по-прежнему остается тем политиком, который на фоне других выглядит наиболее предпочтительным для умиротворения на Южном Кавказе. И хочется надеяться, что он продолжит нормальное взаимодействие на пути к миру. Мы видели, что и карты минных полей были переданы Арменией Азербайджану и сейчас, дай бог, все придет к делимитации границы. Если вы почитаете армянских «патриотов», то увидите, что Никол Пашинян, оказывается, давно все сдал, продался Азербайджану и Турции и уже практически «в Баку» переехал жить. Очевидно, это не худший вариант для урегулирования на Южном Кавказе, потому что нам бы не хотелось видеть очередного человека, который грезит местью и реваншем, причем абсолютно невозможен в данном случае.
Если Москва увидит, что Пашинян зашел слишком далеко в играх с ЕС, то предпримет меры. А Пашинян будет пытаться лавировать между ЕС и Москвой, отстаивая свои личные позиции и позиции Армении. Москва будет пытаться не допустить этого. Она станет просить, принуждать Пашиняна к выполнению всех положений трехстороннего соглашения по Карабаху, но премьер Армении будет пытаться юлить и манипулировать. Чуть что – он попытается опереться на Евросоюз, чуть что – на Москву, чуть что – на глубинный армянский народ. В целом использовать всех в своих интересах.
– В мире в регионе заинтересованы все региональные игроки, также как заинтересованы в открытии коммуникаций. При этом армянская сторона периодически заявляет о том, что никакого Зангезурского коридора не будет.
– Восстановление экономических коммуникаций – это такое замечательное дело, против которого не может быть никто. Нет ни одной логичной причины быть против восстановления экономических связей в регионе. Проблема в том, что Армения до сих пор находится в состоянии постпораженческого шока, который будет длиться не на один год и даже, возможно, не на одно десятилетие.
Мы помним, как после первой Карабахской войны у Армении был комплекс победителя, который сохранился до второй Карабахской войны. Так же и сейчас у нее сформировался комплекс проигравшего, потерпевшего поражение, и этот комплекс будет влиять на внутреннюю политику Армении, что станет затруднять ее интеграцию в экономические, политические связи региона. Всегда сложно объяснить людям, которые вчера с кем-то воевали, почему им теперь с бывшим врагом надо начинать дружить и интегрироваться. Но, безусловно, этот процесс будет идти. Потому что альтернатив ему нет. Идти будет медленно, но станет ускоряться со временем, ведь единственное и самое эффективное лекарство от войны – это идея обогащения. Когда люди видят, что идея реванша невозможна, что она ведет в пропасть, а вот с этим человеком ты можешь торговать, возможно, в дальнейшей перспективе дружить и это будет выгодно, и это будет способствовать умиротворению Армении и региона в целом. И все внешние силы – и Россия, и Европейский Союз, и Турция в определенной степени будут пытаться уговорить или вынудить Армению идти на примирение. Евросоюзу почему не нравится трехстороннее соглашение Москвы, Баку и Еревана по Карабаху – не потому что он хочет войны, а потому что сам хочет руководить постконфликтной ситуацией, хочет вытеснить Россию из Южного Кавказа. Мирное урегулирование и умиротворение – это то, на чем будут настаивать все грамотные, прогрессивные внешние политические силы. Сложно представить, чтобы кто-то настаивал на обратном, кроме, разве что армянских радикалов. Это цель, которая будет реализовываться со временем, к сожалению, как я и сказал, не быстро, учитывая критический фактор «травмированности» Армении после поражения.
Азербайджан на этом фоне ведет себя ответственно и конструктивно. Он продемонстрировал преимущество своей экономики, своего военного сектора и, что важно, преимущество своей дипломатии.
Азербайджан договорился с Турцией о поддержке в военный период, более того, судя по всему, Баку получил негласное одобрение Москвы на возвращение своих земель, на то, чтобы Москва не вмешалась и не препятствовала. Очевидно, что Азербайджан сейчас находится на пике этого этапа своего национального развития. Реализована давняя народная мечта, национальная идея. И сейчас Азербайджан переходит в новую фазу, начинает играть позитивную роль. Баку все время транслирует, что давайте уже мириться, давайте устанавливать связи. Так что, я думаю, поведение и поступки Азербайджана в данный момент – это альтернатива хаосу и разрухе, беспорядочным метаниям армянской стороны. А Азербайджан в целом ведет себя как ответственный участник международных отношений.