Непонятны обиды Армении на ОДКБ – на Карабах никто не распространял гарантии организации, о чем Армении еще в 2016 году было официально заявлено.
Армения с 16 августа вновь примет председательство в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Республика возглавит организацию после политического скандала в 2018 году, когда на действующего тогда генсека ОДКБ представителя от Армении Юрия Хачатурова в Ереване было заведено уголовное дело. Многие в экспертном сообществе тогда посчитали этот шаг ударом по организации, спровоцированном пришедшим к власти в стране Николом Пашиняном.
Накануне в Армению прибыл генсек ОДКБ Станислав Зась, который и пришел на смену арестованному Юрию Хачатурову в 2018 году.
В ходе визита в Ереван Станисла Зась провел встречи с и.о. главой МИД Армении, министром обороны республики и руководителем Аппарата Совета Безопасности Армении.
В сообщении пресс-службы МИД Армении отмечается, что и.о. главы ведомства «представил Станиславу Засю ситуацию, сложившуюся в результате вторжения азербайджанских ВС на территории Сюникской и Гегаркуникской областей Республики Армения, обратив внимание, как сказано, на последствия азербайджано-турецкой агрессии, совершенной против «Арцаха» и исходящие из нее угрозы».
Кроме того, и.о. главы МИД Армении Армен Григорян сообщил о концептуальных подходах председательства Армении, подчеркнув, что одним из приоритетов будет повышение эффективности организации и укрепление механизмов своевременного реагирования на нужды государств-членов.
А в ходе встречи генсека ОДКБ и министра обороны Армении Аршака Карапетяна, последний выразил сожаление, что «механизмы принятия решений и реагирования на кризисные ситуации в ОДКБ не соответствуют нынешним требованиям развития оперативной ситуации», подразумевая ситуацию на армяно-азербайджанской границе.
Может ли Армения использовать свое председательство в ОДКБ в качестве инструмента давления на Азербайджан. Ситуацию для «Москва-Баку» прокомментировал эксперт Российского совета по международным делам Алексей Фененко:
– Скажем прямо и честно, кризис внутри ОДКБ до конца так и не преодолен. Мы помним длительную блокировку выборов генсека организации, устроенную Армении.
В случае с Арменией – ее председательство – только предлог для полноценных переговоров о будущем пребывании Республики в ОДКБ и формате ее участия. С приходом к власти в Армении Пашиняна регулярно были слышны голоса о необходимости выхода Армении из ОДКБ. С конца 2020 года, после событий в Карабахе, многие в Армении и проармянские силы заговорили о том, что ОДКБ не поддержала своего союзника. Правда, как ОДКБ должна была поддержать Армению – совершенно непонятно, учитывая, что на Карабах никто и не распространял гарантии организации, о чем Армении еще в 2016 году было официально заявлено.
Важно помнить и о том, что Армения активно развивает отношения со странами Североатлантического альянса, прежде всего с США и Францией. Насколько это согласуется с форматом деятельности ОДКБ? В рамках председательства Армении в ОДКБ будут проходить консультации сейчас, которые совпали и с переизбранием Пашиняна на пост главы государства. Дело в том, что с конца прошлого года было ожидание, что вот-вот Пашиняна сменит кто-то другой. Теперь стало понятно, что в обозримом будущем все будет так, как есть, и отношения с армянской стороной нужно и дальше выстраивать с Пашиняном, таким, какой он есть. Отсюда визит генсека ОДКБ – сверка часов уточнения позиции.
ОДКБ не будет идти на поводу у Армении, делать каких-либо жестких заявлений в связи с ситуацией вокруг армяно-азербайджанской проблемы, ни тем более вмешиваться в ситуацию военным путем. В ОДКБ прекрасно понимают, что если Армения попытается начать новый военный конфликт, то это будет исключительно инициатива Еревана. Ничего принципиально в этом случае ОДКБ делать не будет.
Председательство Армении в ОДКБ будет не более, чем формальностью. Своих целей она не добьется. Но при этом есть такая вещь как бюрократические процедуры, ротация. Пришло время соблюсти эту бюрократическую процедуру, в соответствии с которой страна становится председателем. Для Армении – это тоже возможность показать, что она – член организации и попытаться сделать так, чтобы с ее интересами считались, показать, что она тоже может что-то возглавлять.
Еще один момент – Россия и другие страны ОДКБ все-таки не хотят, чтобы Армения окончательно переметнулась в сторону Североатлантического альянса. Поэтому стараются ее удерживать на своей стороне, сохранять необходимый баланс. Ведь в конце концов Армения – часть единой системы ПВО ОДКБ. И нарушение системы ПВО повлечет за собой необходимость как-то заделать армянскую «дыру», созданную Ереваном, и с нуля построить новый интегрированный узел системы ПВО, а это потребует не только капиталовложений, но и времени.
Я бы также разделял бы интересы Армении и интересы Пашиняна. Премьер Армении недавно переизбрался, переизбрался как лидер, по сути намекавший на реванш. Но он опасается начать военный конфликт заново. Он прекрасно понимает исход этого конфликта и выбирает тактику мелких провокаций – мелких обстрелов, именно для того, чтобы показать своей внутренней аудитории, что «я здесь, я никуда не ушел, я не отказался от планов о реванше». Но дальше этого он не пойдет, поскольку прекрасно понимает исход. Хотя, конечно, нельзя исключать какого-то сумасшедшего психического срыва лидера, такое исключать тоже невозможно.
Председательство Армении в ОДКБ будет формальным, учитывая опыт 2020 года – когда ни одна из стран ОДКБ не сделала официального заявления, что поддержит Армению, что полностью ее считает своим союзником. Таких заявлений не было.
Что сейчас, что тогда – никто не хочет портить отношения с Азербайджаном, никто не хочет портить отношения с Турцией. Да и Армения себя ведет так, что прямо скажем, защищать ее не сильно кому-то хочется. Вспомните, как Армения выступала против избрания генсеком ОДКБ представителя Казахстана, открыто заявляя о том, что Казахстан – протюркское государство. Естественно, Казахстан не забыл таких откровенных демаршей со стороны Еревана.