По мнению украинского эксперта, если Россия не почувствует необходимости давить на Армению, то ситуация рано или поздно может перерасти в конфликт.
На днях президент Азербайджана Ильхам Алиев дал интервью телеканалу CNN Turk, в котором четко высказал свою позицию касательно переброски Арменией своих военных в Карабах, на территории, где временно дислоцирован российский миротворческий контингент. Также глава государства выразил свое беспокойство касательно вооружения Армении со стороны России, призвав Москву воздержаться от подобного рода поставок. К чему может привести возрастающая напряженность в приграничье, в зоне Карабахского региона, в чем смысл присутствия российских миротворцев на фоне непрекращающихся обстрелов со стороны Армении азербайджанских позиций, как минимизировать появившиеся риски в зоне конфликта?
Как передает AZE.az, на эти и другие вопросы Caliber.Аz ответил эксперт-международник, политический обозреватель киевского еженедельника «2000» Дмитрий Галкин.
– Дмитрий, Армения перебрасывает своих солдат в Карабах по Лачинскому коридору. Причем на территории, находящиеся в зоне временной ответственности российских миротворческих сил. А это в свою очередь противоречит трехстороннему Заявлению от 10 ноября 2020 года. Армяне уже успели установить свои посты недалеко от Шуши, и со своих новых позиций постоянно обстреливают Шушу и другие освобожденные районы. Скажите, пожалуйста, в чем тогда смысл присутствия российских миротворцев в Карабахе, если открыто допускаются военные провокации Армении в отношении Азербайджана с территорий, на которых временно дислоцирован российский миротворческий контингент?
– В этом и суть сложности положения России. Если она не сдерживает Армению, не мешает ей нарушать достигнутые договоренности, достигнутые причем при посредничестве России, то присутствие ее миротворцев действительно теряет смысл. Возникает вопрос, способна ли она выполнять миротворческие функции. Но для нее важно сохранить миротворческий контингент. Россия делала все возможное для того, чтобы снизить влияние Турции в регионе после войны и не допустить прямого присутствия Турции в зоне конфликта. Если же Россия продемонстрирует, что не может справиться со своими миротворческими функциями, то тогда вопрос о турецком присутствии снова поднимется. На этот раз в гораздо более сложной для Российской Федерации ситуации. Потому что если раньше она могла говорить, что «не надо никаких посторонних игроков, потому что мы сами справимся», то теперь утратит такую возможность. Для России критически важно одернуть сейчас Армению. Ереван демонстрирует поведение проигравшего игрока, который, причем, проиграл неожиданно. Он пытается исправить как-то ситуацию. Россия должна, обязана противодействовать в силу тех функций, которые она выполняет. Понятно, что это очень непросто, учитывая и внутриполитическую ситуацию в Армении. И отношения России с армянским руководством, которые сейчас очень непростые.
Есть и ряд других факторов. Россия должна понимать – и я думаю, что это понимание обязательно возобладает, что любое демонстративное невыполнение своих функций тут же приведет к тому, что будет поставлен вопрос о вообще способности российской стороны эти функции выполнять и необходимости присутствия Турции, как стороны, способной обеспечить поддержание мира.
– Президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью CNN Turk сказал, что ожидания Азербайджана от России заключаются в том, чтобы Москва не вооружала Армению. Война закончилась. Но российская сторона делает некоторые заявления, которые вызывают тревогу у азербайджанской общественности. Недавно министр обороны РФ во время встречи с министром обороны Армении сказал, что начался процесс поставок российского вооружения в Ереван. Почему России так важно вооружать Армению и дальше?
– Как бы ни относиться к российскому руководству, оно, я все-таки думаю, не настолько живет в отрыве от реальности, чтобы рассчитывать на то, что Армения может вернуть те позиции, которые она занимала до осени 2020 года. Это невозможно даже теоретически. Я думаю, такого подталкивания Армении к войне нет. Новые военные действия представляют очень большую стратегическую опасность для самой России. Поэтому она постарается как-то остановить развитие напряженности. Хотя Армения будет пытаться ее как можно больше повысить. Посмотрите, в какой сложной ситуации оказалась Россия. Армения, по сути, единственный ее союзник на Южном Кавказе. Занять нейтральную позицию, которую она должна занимать, исходя из тех функций, которые она сама на себя возложила при урегулировании конфликта, Россия просто не может, исходя из своих внешнеполитических соображений. Поэтому надо показывать, что с Арменией есть более прочная связь, что Ереван остается важным союзником, что армянам Россия будет помогать и поддерживать. И я думаю, что продажа Россией Армении оружия имеет более символический, нежели практический смысл. Она символизирует то, что Россия остается игроком и то, что она поддерживает Армению по-прежнему. Но для армянской стороны покупка российского вооружения имеет явно не символический смысл. Армения скорее всего рассчитывает на его практическое использование. Россия, еще раз говорю, в очень сложной ситуации. Она не может отказаться от продажи Армении оружия. Но при этом она не может не понимать, что эти символические действия могут привести к совершенно нежелательным для Россия практическим последствиям.
– Армянские провокации происходят на глазах у российских миротворцев. Какие дополнительные риски несет в себе дальнейшее присутствие российских миротворцев для Азербайджана? Как официальный Баку может их минимизировать?
– Азербайджан должен занять жесткую позицию. Если вы не можете сдерживать вашего союзника в лице Армении, если вам это кажется сложным по каким-то вашим внутренним соображениям, то тогда давайте мы пригласим другую сторону. Я думаю, что угроза присутствия Турции в зоне конфликта является для России таким фактором, под влиянием которого она пойдет на какие-то более решительные действия. До тех пор, пока такой угрозы нет, Россия будет стараться подыгрывать Армении. На это Россию обрекает ее сложное внешнеполитическое положение. То сложное положение, в котором она оказалась после конфликта в регионе. Поэтому Азербайджан в данном случае должен занять жесткую позицию. Я думаю, что этого будет совершенно достаточно. Еще раз говорю, российское руководство действует рационально. Мы видели это на примере конфликта. Оно тщательно просчитывало все угрозы, учитывало их и вело себя в соответствии с ними, а не какими-то амбициями, с желанием воспользоваться конфликтом для расширения своего присутствия.
Занимая жесткую позицию по отношению к каким-то выявленным нарушениям, Азербайджан может поставить вопрос об изменении характера миротворческой деятельности России и снятии с нее этой ответственности. Я думаю, для России это будет достаточно. Поэтому пока я не считаю, что развитие событий принимает какой-то опасный характер. Но оно может принять, если Армения увидит, что Россия ее не одергивает, на нее не давит. А если Россия не почувствует необходимости давить на Армению, то, конечно, ситуация рано или поздно может перерасти в конфликт. Поэтому этим надо заниматься. И обязательно помимо Турции, Азербайджан должен также обращаться вообще к международной общественности.
– Недавно генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась посетил Армению, провел встречу с министром обороны, ознакомился с ситуацией на армяно-азербайджанской границе. Очевидно, что Зась приехал в Армению по поручению Москвы. Как вы думаете, что стоит на самом деле за поездкой Станислава Зася? Как поведет себя эта организация в случае нарастания напряженности?
– У меня есть твердое представление о том, что ОДКБ будет вести себя так, как и в прошлый раз. То есть, не будет делать ничего. Потому что любое втягивание в конфликт на стороне Армении для ОДКБ является, во-первых, угрозой распада этой организации. Потому что далеко не все здесь являются для Армении такими безусловными союзниками, как Россия. Это касается даже Беларуси, у которой не столь прочные связи с Арменией как у России. Зато более прочные связи с Азербайджаном. Поэтому втягивания ОДКБ не будет.
Что касается российской стороны, то если ход событий выйдет из-под контроля, если Армения будет наращивать напряженность бесконтрольно, то мы можем представить такой сценарий, когда Россия невольно окажется втянутой в конфликт на стороне Армении и не сможет сделать шаг назад без потери лица и без каких-либо геополитических рисков.
Поэтому понятно, что Россия действует исключительно символическим образом. Но на приложении к плоскости конфликта все эти действия приобретают практический характер. Вот им ей и кажется важным поддержать Армению и показать, что присутствуют на Южном Кавказе по-прежнему в качестве игрока. Но Армения воспринимает это как скрытое разрешение на нагнетание напряженности.