За последние три десятилетия нормализация дипломатических отношений Армении с Азербайджаном и Турцией была невозможна, поскольку в 1994-2000 годах Армения оккупировала 20 территорий Азербайджана. Но ситуация радикально изменилась после 44-дневной Второй Карабахской войны, давшей армянским националистам шанс отказаться от своих фантазий о «Великой Армении», состоящей из восточной части Турции и западного Азербайджана (Карабаха), – цель, которую Армянская революционная федерация (АРФ)/Дашнаки уже давно поддерживает. Дашнаки традиционно имели сильное влияние на армянскую диаспору и продолжают оказывать влияние на министерство иностранных дел Армении, поскольку они продолжают поддерживать право на «самоопределение» так называемой «республики “арцах”».
Британский политолог Тарас Кузио в статье для Eurasia Review пишет, что теперь, когда Азербайджан контролирует Карабах и семь прилегающих районов, у Армении появилась возможность заключить постконфликтный мирный договор с Азербайджаном. Основанием для этого может стать отказ армянских националистов от своих фантазий о «великой Армении», признание суверенитета Азербайджана над Карабахом и прекращение требований о «самоопределении» «арцаха».
Став независимым государством в начале 1990-х годов, Армения ориентировалась на автократическую и имперскую Россию и теократический Иран. 25 000 армян в Карабахе требуют “выкупа” для трех миллионов армян. Армения проводила пророссийскую внешнюю политику и присоединилась к возглавляемым Россией интеграционным проектам, таким как ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) и Евразийский экономический союз.
У Армении нет сухопутной границы с Россией, и сухопутная торговля должна идти через Грузию, с которой отношения были плохими. Учитывая поддержку Ереваном «Великой Армении» через миацум (объединение Армении и Карабаха), неудивительно, что грузины с подозрением относятся к сепаратистским настроениям среди своего армянского меньшинства.
У Армении небольшая 44-километровая граница с Ираном, с которым она безуспешно пыталась уравновесить свою зависимость от России. Гораздо более протяженные границы Армении с Турцией и Азербайджаном оставались закрытыми из-за оккупации (до 44-дневной войны прошлого года) пятой части территории Азербайджана.
Армения должна подписать всеобъемлющий постконфликтный мирный договор с Азербайджаном, который принесет Армении пять стратегических выгод, пишет автор статьи.
Во-первых, Армения могла бы начать проводить сбалансированную внешнюю политику между Европой и Евразией, тем самым уменьшив свою зависимость от “стран-изгоев” России и Ирана. Россия не заинтересована в экономически процветающей Армении, поскольку Кремль рассматривает эту страну только как часть своей евразийской сферы влияния и как территорию для размещения российских военных баз, полагает автор статьи.
Во-вторых, Армения могла бы в гораздо большей степени участвовать в Восточном партнерстве Европейского союза (ЕС), что было бы гораздо более выгодно для ее развития, чем Евразийский экономический союз Владимира Путина. До сих пор Армения находилась между Евразийским экономическим союзом, членом которого она является, и ЕС. Нормализация отношений с Азербайджаном, за которой последует нормализация отношений с Турцией, предоставит Армении дополнительные возможности для интеграции в Таможенный союз ЕС через DCFTA (Ассоциация углубленной и всеобъемлющей свободной торговли).
Армении следует последовать примеру Украины, которая значительно увеличила объем торговли с ЕС после подписания Соглашения об ассоциации в 2014 году. На долю ЕС приходится почти половина украинского экспорта. Одним из важных преимуществ является расширение торговли, но не менее важны и другие преимущества для экономики Армении, такие как требования ЕС о более высоких стандартах, меньшем количестве коррупции, меньшем количестве нормативных актов и более высоком качестве продукции.
В-третьих, открытие границ Армении с Турцией и Азербайджаном значительно ускорит региональную торговлю и, следовательно, экономический рост. Армения могла бы уменьшить доминирование России и Ирана в своей торговле, присоединившись к проектам региональной интеграции, из которых она до сих пор была исключена. Участие в них принесло бы большую пользу экономике Армении и уменьшило бы отток населения в поисках работы и лучшей жизни в других местах.
Два миллиона армян живут и работают в России. Это огромное количество, учитывая, что в Армении всего три миллиона человек.
Население Азербайджана и Турции составляет 92 миллиона человек, что представляет собой огромный потенциальный рынок сбыта. Обе страны находятся по соседству с Арменией, и поэтому экспорт в них резко снизит транспортные расходы по сравнению с торговлей с далекими Россией и Ираном.
В-четвертых, сокращение связей с Россией и Ираном улучшило бы плохой международный имидж Армении. Армения голосовала вместе с государствами-изгоями Северной Кореей, Сирией, Мьянмой, Ираном, Венесуэлой и Никарагуа против каждой резолюции ООН, осуждающей оккупацию Крыма Россией. Армянские политики требуют права на «самоопределение» «арцаха» на основе российского дискурса о «самоопределении» Крыма.
Опора на Иран в сочетании с застойной экономикой породила у Армении соблазн помочь Тегерану обойти международные санкции, введенные США и другими западными странами. Армения выступила посредником в поставке болгарского оружия Ирану, которое Тегеран передал проиранским террористическим группировкам в Ираке и которое затем использовалось для нападений на войска США. Армения поставила биохимическое оборудование иранской подставной компании в ОАЭ. Армения оказывала помощь в схемах обмана, чтобы предоставить самолеты, которые таинственным образом совершают «аварийную посадку» в Тегеране, а затем подвергаются рейдерским атакам на парк гражданских авиакомпаний страны. Правительство США наложило на Армению санкции за предоставление авиационных и банковских услуг, соответственно, Корпусу стражей исламской революции, признанным США «иностранной террористической группой», и правительству Ирана.
В-пятых, Армения сможет участвовать в региональных энергетических проектах, таких как Южный газовый коридор, тем самым избавляя Армению от зависимости в импорте газа из Ирана. До сих пор трубопроводы обходили Армению, экспортируя газ и нефть в Европу через Турцию и Грузию через трубопроводы Баку-Тбилиси-Супса, Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Тбилиси-Эрзурум и Трансанатолийские трубопроводы.
У Армении огромный потенциал для участия вместе со своими азербайджанскими, турецкими и грузинскими соседями в этих расширяющихся энергетических узлах, проектах трубопроводов и экспорта.
Прекращение оккупации Азербайджаном территории Азербайджана в ходе прошлогодней 44-дневной войны открыло для Армении возможность избавиться от зависимости от стран-изгоев, России и Ирана. Армянские политики и националисты должны заключить постконфликтный мирный договор, который признает бывшие советские внутренние республиканские границы как постсоветские международные границы. Это потребует отказа от претензий на Карабах и поддержки самоопределения так называемой «арцах».
Армения может решить не подписывать договор, но это приведет к продолжению десятилетий экономической стагнации и международного осуждения. Или Армения могла бы смириться с новыми реалиями, вызванными окончанием карабахского конфликта, стать менее зависимой от России и Ирана и повысить свою экономику, уровень жизни и торговлю, участвуя в региональной и европейской интеграции.