Российские миротворцы расположились в Карабахе надолго? ВИДЕО
По мнению белорусского эксперта, нужно решать очень сложные проблемы, Карабах необходимо будет включить в состав Азербайджана не только формально, не только военным путем, но экономически и культурно.
Как передает AZE.az, Caliber.Аz публикует интервью с белорусским военным аналитиком Александром Алесиным.
– Минск закупает у России комплексы С-400. В чем выражен столь повышенный интерес к этому оружию?
– Интерес к С-400 появился давно. Беларусь запрашивала поставку этого вооружения у России еще несколько лет назад, но по нескольким причинам эта сделка не была реализована.
Первая причина, как говорят российские партнеры, это слишком большая цена – стоимость одного дивизиона оценивается в 500-700 млн долларов. Это всего лишь один дивизион. Турция заплатила за четыре дивизиона 2,7 млрд долларов. Годовой военный бюджет Беларуси составляет 650 млн долларов, то есть весь военный бюджет cтраны меньше стоимости одного дивизиона С-400. Приобрести вооружение по рыночной цене мы, естественно, не можем. Только если не подарят или же потребуется в таком случае большая рассрочка, кредит.
Вторая причина – Россия не хотела чрезмерного усиления Беларуси. Россия давно уже не поставляла нам новых вооружений. И вот недавно они поставили нам четыре истребителя СУ-30СМ, до этой сделки мы получили от Москвы только две бригады С-300 старого образца, 1982 года, которые, как выразился Александр Лукашенко, стояли под забором у российской армии. Их требовалось капитально отремонтировать.
И вдруг в последнее время Российская Федерация вроде бы согласилась поставить Беларуси С-400. Тут возникает вопрос: почему Россия стала такой щедрой по отношению к Беларуси в данном вопросе? Почему она решила удовлетворить желание белорусской стороны?
– Угроза возможного вторжения Запада на территорию Беларуси могла повлиять на решение Москвы, учитывая непрекращающееся давление США и их союзников на Минск?
– Я думаю, что интервенция Запада на территорию Беларуси маловероятна. Потому что согласно союзному договору между Беларусью и Россией, в случае нападения НАТО на Беларусь Россия будет защищать ее как свою собственную территорию, то есть Запад столкнется со всей мощью российской армии. У нас есть атомная «крыша» вплоть до применения ядерного оружия. Поэтому здесь надо искать какую-то другую причину. Раньше думали, что это вызвано тем, что на вооружение Польши скоро поступят истребители-невидимки F35.
И я тоже так писал в своих материалах, но Александр Лукашенко на учениях сказал, что эти комплексы будут размещены на границе с Украиной, чтобы закрыть брешь в 1200 км на границе с Украиной. Было очень удивительно для всех, почему вдруг С-400 будут развернуты на границе с Украиной, когда в этой стране уже не осталось авиации. В 1992 году в Украине было 1100 самолетов, сейчас 114 и такая мощная система против слабой авиации? Почему? Некоторые эксперты высказывают предположение, что Россия боится, что через территорию Украины и вот эту через дыру на границе Беларуси и Украины полетят бомбардировщики B-52 Stratofortress, и могут прорваться в центр России.
Украина больше не хочет защищаться от России с воздуха, поэтому образовалась «дырка» в ПВО. Американские бомбардировщики B-52 производят тренировочные полеты на территории Украины. Последние полеты были в сентябре прошлого года. Поэтому Путин дал Лукашенко эти комплексы с условием, что они будут размещены именно на границе с Украиной, чтобы прикрывать границу с ней.
– Позвольте перейти к региону Южного Кавказа, в частности к армяно-азербайджанскому противостоянию. Как вы знаете, после Второй Карабахской войны Россия разместила в Карабахе свои миротворческие силы. Бытует мнение, что российские миротворцы пришли в регион не на 5 лет, а надолго. Что вы думаете по этому поводу?
– Я тоже придерживаюсь мнения, что российские миротворцы останутся в регионе надолго. Предстоит решать очень сложные проблемы. Прежде всего, Карабах необходимо будет включить в состав Азербайджана не только формально, не только военным путем, но экономически и культурно. Существуют очень большие этнические противоречия, но чтобы закопать топор войны, чтобы установить хозяйственные связи, чтобы вернуть ушедших из Карабаха людей, понадобится очень много времени. Тут даже вопрос не военный, а культурный, экономический политический. И такие вопросы решаются очень медленно, учитывая очень печальное прошлое. Взаимное недоверие, которое накопилось между армянами и азербайджанцами, и те жертвы, которые понесли обе стороны, не позволят Азербайджану быстро урегулировать конфликт несмотря на то, что официальный Баку вернул свои территории.
– В последнее время США начали проводить активную политику в регионе Южного Кавказа. Например, недавно посол США в Армении сделала заявление, что надо решить вопрос по «статусу» Карабаха. Как вы думаете, что стоит за неожиданной американской активизацией в регионе?
– Прежде всего, американцы не хотят усиления влияния Турции на Южном Кавказе, потому что Анкара становится очень весомым игроком в данном регионе. У Турции существуют серьезные противоречия с США. Армения – это «любимый ребенок» Евросоюза и США, учитывая наличие большой армянской диаспоры во Франции, в Соединенных Штатах Америки и даже сторонников в лице конгрессменов, сенаторов, которые вынуждены считаться с влиянием армянских финансистов, банкиров, миллионеров.
Соединенные Штаты хотели бы, с одной стороны, парировать рост влияния Турции, усиливая свое присутствие в Армении, а с другой стороны, они хотят показать армянам, что у них есть соратники, помощники, которые им сочувствуют для того, чтобы компенсировать свое предательство. Ведь Армении что-то обещали, но не сдержали обещания. Я думаю, что Армения не отважилась бы на столь радикальные действия в Карабахе, если бы ей не была обещана моральная, политическая, военная, финансовая поддержка со стороны стран Запада. Это и Евросоюз, это и Соединенные Штаты. Но Армения практически оказалась одна. И Азербайджану, который приобрел в последние годы значительную экономическую и военную мощь, она противостоять не смогла.
И сейчас США наверстывают упущенное, они чувствуют, что теряют свое влияние в этом регионе, так как с Турцией у них серьезные противоречия. Значит, что делать нужно? Надо укрепиться в Армении.
Я читал, что в Армении – самое крупное посольство США в регионе Южного Кавказа. Количество сотрудников – 2000 человек. Это не случайно. Сидеть на трех стульях, с одной стороны Россия, с другой – США и Франция, не получится. Я думаю, что это не к добру. Армении придется сделать выбор в пользу каких-то своих более близких друзей.
– Кстати, Иран тоже активизировался в регионе. В ответ на совместные военные учения Пакистана, Азербайджана и Турции спецподразделения КСИР начали проводить военные учения на границе с Азербайджаном. Турция тоже подтянула свою военную технику к границе с Ираном. Что пытается показать Иран? Он хочет закрепиться в регионе или есть какие-то иные цели и задачи?
– Я думаю, что Иран считает себя субрегиональной державой в регионе Каспийского моря. У них есть такие претензии. Я думаю, что иранцы хотят диктовать в этом регионе, у них крупные экономические интересы и учитывая, что Каспий — это нефтеносный регион, и так далее. Но, кроме того, есть еще фактор иранского Азербайджана. Все дело в том, я думаю, что Иран опасается усиления влияния Азербайджана на своей территории и что иранский Азербайджан может проявить себя как самостоятельная единица, как Курдистан, они опасаются очередного очага национального самосознания. Я думаю, что как раз вот эти факторы заставляют Иран напрягать свои военные усилия и демонстрировать свои мускулы.
– Александр, как вы оцениваете перспективы развития военно-технического сотрудничества между Азербайджаном и Беларусью. Какие новые виды вооружений Минск может предложить Баку?
– Нет никаких международных норм и соглашений, которые бы запрещали Беларуси продавать высокотехнологичное вооружение Азербайджану. Ни Организация Объединенных Наций, ни ОДКБ, ни соглашение между Беларусью и Россией о союзном государстве, не запрещают Беларуси это делать. Минск может поставить Баку новые виды вооружений, в которых нуждается Азербайджан.
Что это за вооружения? Это прежде всего средства радиоэлектронной борьбы. В Беларуси идет постоянная работа над их модернизацией. Кроме того, Беларусь разработала свои бронетранспортеры – Volat V2, которые по всем параметрам превосходят бронетранспортеры советского образца, имеющиеся на вооружении постсоветских стран. Конечно, также важно наладить совместное производство вооружений на территории Азербайджана, создать совместные предприятия.