По мнению российского аналитика, трехстороннее заявление, подписанное руководителями России, Армении и Азербайджана, напрямую обозначает принадлежность Карабаха Азербайджану.
Неспокойная ситуация в регионе Южного Кавказа на фоне обострения отношений Баку и Тегерана находится в центре внимания российского экспертного сообщества.
Как передает AZE.az, в беседе с журналистом Caliber.Аz известный российский аналитик, руководитель Азиатского военно-культурного центра Фонда содействия евразийской интеграции Александр Собянин высказал свое видение сложившейся ситуации и возможных причин роста напряженности в регионе.
По мнению российского эксперта, победоносная для Азербайджана война в Карабахе осенью 2020 года сильно изменила военный и геополитический расклад в регионе Большого и Южного Кавказа.
«В столь сокрушительной победе Азербайджана ключевую роль сыграл армянский национализм, лежащий в основе государственной политики Армении. Данный факт серьезно отразился в ослаблении армянской армии, которая к 2020 году находилась в худшем состоянии, по сравнению с началом 2000-х.
Военная операция показала умение Баку выстраивать военно-стратегическое сотрудничество. У России не было ни юридических оснований, ни политической возможности вмешаться в ход войны, поскольку Армения так и не осмелилась за многие годы признать Карабах в качестве отдельного административного, политического и государственного субъекта на Кавказе. Полагаю, что ключевым событием войны в Карабахе было решительное взятие Шуши. Этого мало кто ожидал», – заявил Собянин.
Эксперт уверен, что российские миротворцы, введенные в Карабах, – это фактор большой геополитики.
«Российские миротворцы пришли в регион надолго, и это в интересах не только армянской общины Азербайджанской Республики. Трехстороннее заявление, подписанное руководителями России, Армении и Азербайджана, напрямую обозначает принадлежность Карабаха Азербайджану. Соответственно, можно говорить только об армянской общине Азербайджанской Республики, которая проживает в той части Карабаха, и которая находится под военным зонтиком российских миротворческих сил. Если по отношению к Еревану у России есть серьезные упреки, но она все равно будет выполнять свои обязательства по обеспечению территориальной целостности и недопустимости к внешнему вторжению, то в отношениях Баку и Москвы крайне важно придерживаться нынешней линии с тем, чтобы сохранить доверительные отношения России и Азербайджана», – сказал эксперт, отметив при этом значительное снижение влияния России на территории Большого и Южного Кавказа вследствие Карабахской войны 2020 года и подписанных заявлений между Москвой, Баку и Анкарой, которая нарастила в значительной степени влияние в регионе.
«Формат отношений, который сложился с ноября 2020 года по сегодняшний день, самый приемлемый для Баку, он наиболее оптимален, чтобы двусторонние отношения сохранялись на хорошем уровне, с пониманием интересов друг друга», – продолжил аналитик.
Что касается обострения отношений между Баку и Тегераном, то, по мнению эксперта, этот факт несет высокий уровень опасности для Кавказского региона и увеличивает угрозу военного противостояния между Ираном и Азербайджаном.
«В случае военного противостояния региональные союзники не смогут оказать большую военную поддержку Азербайджану. Иран, в отличие от Турции и Азербайджана, готов к колоссальному ущербу, к любой тяжелой войне. Это показала и война с Ираком. Азербайджан и Турция в случае перехода нынешней напряженности в фазу военного противостояния будут не готовыми к серьезным потерям в своих вооруженных силах, и к тому, чтобы вести войну на протяжении десяти или пятнадцати лет. Поэтому при худшем раскладе Турция не сможет масштабно помочь Азербайджану», – резюмировал политолог.