По мнению российского эксперта, в какой-то среднесрочной перспективе между Ереваном и Баку может произойти очередной конфликт в активной фазе, так как это выгодно Западу.
Как передает AZE.az, Caliber.Az публикует интервью c известным российским экспертом, аналитиком Ассоциации приграничного сотрудничества Сергеем Боровиковым.
– Сергей Евгеньевич, по вашим оценкам, сегодняшняя встреча лидеров Азербайджана и Армении в Брюсселе приблизит ли стороны к подписанию мирного соглашения?
– Я думаю, встреча лидеров Азербайджана и Армении в Брюсселе вряд ли внесет прорыв в переговорный формат. Скорее всего возможны какие-то декларативные ходы.
– При этом именно Армения торпедирует переговорный процесс. Чем вызваны фобии руководства Армении?
– Армения торпедирует переговоры и соответственно подписание мирного соглашения по крайней мере по двум причинам. Во-первых, подписание мирного соглашения – это политическая смерть той силы, которая это подпишет в Армении. Во-вторых, нынешнее прозападное правительство Армении приходило к власти для того, чтобы перевести конфликт из холодной стадии в горячую. Это нужно Западу, они таким образом создают напряженность скорее даже не на границах России, а на границах Ирана и Турции.
– Какое будущее может быть у армяно-азербайджанских отношений?
– Будущее у армяно- азербайджанских отношений есть всегда. Но с моей точки зрения оно не очень радостное. В какой-то среднесрочной перспективе может произойти очередной конфликт в активной фазе, так как это выгодно Западу.
– Армения уже проиграла войну. В очередной раз она рискует потерять еще больше…
– Вполне. Армения проиграла войну в Карабахе в 2020 году потому, что она там выиграть ничего не могла. Армения могла сохранить либо статус-кво, то есть дальнейшее замороженное состояние конфликта, либо при активной фазе проиграть. В замороженном состоянии конфликт был не нужен западным спонсорам Пашиняна. Поэтому они перевели его в активную фазу и проиграли. Единственным шансом армян сохранить ситуацию была ориентация на Россию и этого они не сделали.
– Вместо ориентации там растет протестная база против России. Любопытно, почему Москва не реагирует на антироссийскую истерию Еревана?
– Армения протестует против политики России, потому что Пашиняну нужно на кого-то переводить стрелки за свои неудачи. Не на себя же любимого «катить бочку». Это во-первых.
Во-вторых, сейчас идет массовая антироссийская истерия со всех лояльных Западу направлений, и в Армении в том числе. Это такая общеполитическая глобальная ситуация. Между тем, растущие антироссийские настроения могут привести только к печальным последствиям и более глубокой изоляции Армении в регионе. К примеру, к закрытию атомной электростанции. Где они после этого будут брать электричество, я не знаю и протестующие, видимо, даже об этом не задумываются.
Что касается реакции Москвы, то Армения находится на дальней периферии России. Россия терпелива, и терпеть может долго. Особенно нам это не интересно, пусть истерят, главное, чтобы атомную станцию не взорвали.
– Какие политические процессы наиболее вероятны на Южном Кавказе?
– Я думаю, в среднесрочной перспективе Запад все меньше и меньше будет влиять на Южный Кавказ. Там будет расти влияние Турции и Ирана и соответственно Россия будет вынуждена как-то сдерживать это влияние. Поэтому полагаю, что российская военная база в Армении там какое-то время просуществует, чтобы это влияние сдерживать.
– Как долго задержатся российские миротворцы в Карабахе?
– Российские миротворцы в Карабахе – это единственный фактор, который как таковой стабилизирует ситуацию. Если армяне и дальше будут вести самоубийственный прозападный курс, то миротворцы могут и уйти, и тогда дальнейшие последствия армяне будут расхлебывать за свой счет. Пока ситуация неопределенная, хаотичная, прогноз дать трудно. Но учитывая, что общее влияние Запада слабеет, наиболее вероятно, что миротворцы там останутся надолго.