Как цена на нефть в 2018 году повлияет на экономику Азербайджана?

Эксперты и международные финансовые институты не могут прийти к согласию относительно цены на нефть в 2018 году. Бюджет Азербайджана на 2018 год рассчитан из прогноза цены на нефть в 45 долларов за баррель. Сложно переоценить важность вопроса о том, каким должен быть базовый ориентировочный показатель, от которого зависят многие доходные и, соответственно, расходные части государственной казны Азербайджана.

Как сообщает AZE.az, профессор МГИМО Владимир Сухой на портале “Москва-Баку” рассуждает о том, каким обещает быть 2018 год с точки зрения цены на углеводородное сырье.

Если заложить цену высокую, то в условиях нестабильности на мировых рынках и постоянной угрозы падения реальной цены на углеводороды можно столкнуться с серьезными сложностями со сбором средств в бюджет. Если же заложить низкую цену – что вроде бы выглядит благоразумно – это чревато замедлением экономического роста с одновременным увеличением доходов Госнефтефонда, то есть пассивным резервированием средств.

Так каким же обещает быть 2018 год с точки зрения цены на углеводородное сырье и вообще положения на нефтяных рынках? Конечно, если говорить о форс-мажорах, которые могут в любой момент потрясти рынки, то роль прогнозов сводится к нулю, поскольку предугадать конфликты, «катаклизмы и бури» в каком-либо регионе мира практически невозможно. Однако, если исходить из того, что рынки обойдут такие потрясения, то здесь прогнозы ведущих аналитических центров мира выглядят довольно интересными.

Оптимизм ОПЕК и КО

Начать, пожалуй, следует с ОПЕК, на долю которой приходится примерно 40 процентов мировой добычи нефти. ОПЕК и несколько стран вне организации еще в конце декабря 2016 года договорились сократить добычу нефти на 1,8 миллиона баррелей в сутки, и позже продлили действие соглашения до марта 2018 года. На всё, что будет происходить на нефтяном рынке потом, в картеле смотрят весьма оптимистично.

По расчетам ОПЕК, нефтяной рынок должен сбалансироваться в третьем – четвертом кварталах 2018 года. Картель ожидает, что мировой спрос на нефть вырастет в 2018 году на 1,3-1,5 миллиона баррелей в сутки до отметки 98,12 миллиона баррелей. В 2017 году спрос вырос на 1,8 миллиона баррелей.

Как видим, данные ОПЕК вроде бы выгодны Азербайджану, но сумеет ли эта структура и дальше следовать намеченным целям? Ведь страны-экспортеры нефти и их союзники планируют свернуть ограничения производства уже следующей весной. И кто поручится, что на рынке, где царит такая неустойчивость, цены вновь не поползут вниз на фоне данных об избыточности мировых запасов сырья, что, на мой взгляд, весьма вероятно и в 2018 году.

И все-таки надеяться стоит на лучшее, тем более что рост цен на нефтяном рынке прогнозирует и Всемирный банк (ВБ). Данная структура предрекает рост цены на «черное золото» в 2018 году до 59-60 долларов за баррель. Эксперты ВБ объясняют такой прогноз рядом факторов. Во-первых, к концу 2017-го- началу 2018-го запасы топлива в нефтехранилищах основных потребителей истощатся. Во-вторых, возможны перебои с поставками из ведущих стран-экспортеров, таких как Ливия, Венесуэла, Нигерия. ВБ в то же время перестраховывается и вставляет в свои «нефтяные фьючерсы» множество «если».

Так, в последнем отчете ВБ говорится, что «нельзя быть уверенным на 100 процентов в точности нашего прогноза, поскольку существуют различные факторы и риски, которые связаны с неопределенностью вокруг реализации соглашения ОПЕК и траекториями трансформации заказов». И далее идет описание того, что снижение сырых запасов нефти в США — сезонный фактор, и реальность заключается в том, что в хранилищах Америки еще довольно много запасов нефти из-за снижения спроса на данное топливо.

Довольно любопытным выглядит и прогноз известного рейтингового агентства Fitch Ratings. Согласно базовым ожиданиям агентства, рынок постепенно восстановится, и цены на нефть Brent составят твердые 55 долларов в 2018 году и около 60 долларов в 2019 году.

Что же касается последующих годов, то здесь неопределенность возрастает, и вместо четкой какой-то цены преобладают витиеватые определения типа «долгосрочные цены на нефть будут зависеть от того, сможет ли сланцевая нефть из США покрыть потенциальный дефицит предложения в 2019—2020 годы». Другое международное рейтинговое агентство – Moody’s – ожидает, что стоимость “черного золота” в ближайшие месяцы будет варьироваться в пределах 40-60 долларов.

Вальсирующие прогнозы

Международный валютный фонд (МВФ) несколько раз пересматривал прогноз мировых нефтекотировок на 2018 год в сторону понижения. Как здесь не напомнить, что в апреле 2017 года специалисты данной организации прогнозировали, что в 2018 году нефтяные цены достигнут отметки в 55 долларов 23 цента за баррель. В июле МВФ снизил прогнозы на 2018 год примерно на три доллара – до 52 долларов 30 центов за баррель В последнем обзоре «World Economic Outlook» МВФ прогнозирует, что в 2018 году цены фьючерсного рынка составят не более 52 долларов за баррель черного золота.

Международное энергетическое агентство так и не смогло прийти к однозначному мнению – прогноз МЭА на 2018 год полон всевозможных оговорок и допущений. МЭА прогнозирует, что в 2018 году рынок перенасытится дешевой нефтью. Соединенные Штаты Америки, по мнению представителей МАЭ, продолжат наращивать нефтедобычу. Предполагается, что в 2018 году на месторождениях США будет добываться на 780 тысяч баррелей в сутки больше – что, естественно, продавит рынок черного золота.

В итоге, согласно подсчетам экспертов МАЭ, глобальный спрос на черное золото в 2018 году хотя и увеличится на 1,43 миллиона баррелей в сутки, но позитивные тренды рынка будут нивелированы постоянным ростом предложения – скорей всего, этот показатель увеличится на 1,47 миллионов баррелей в сутки, и это без учета доли стран ОПЕК.

После того как представители ОПЕК продлили действие соглашения об уменьшении объемов нефтедобычи на 9 месяцев, представители транснационального банка JPMorgan Chase пересмотрели свои прогнозы в отношении нефтяных цен, снизив их на 10 долларов за баррель. Поясняется данное решение тем, что нефтерынок 2018 года значительно увеличится за счет добычи государств, не входящих в нефтяной картель. JPMorgan Chase прогнозирует, что в начале 2018 года цены за баррель нефти Brent установятся на уровне 56 долларов.

В поисках стратегии

Какова должна быть нефтяная стратегия Азербайджана на фоне столь неоднозначных прогнозов и запутанности трендов на рынках? Проще всего в данном случае предложить и далее развивать ненефтяную экономику. Рецепт этот не нов и давно реализуется. За 11 месяцев 2017 года ненефтяная экономика Азербайджана выросла на 2,1 процента, ненефтяная промышленность – на 3,5 процента, а сельское хозяйство – на 4,2 процента.

Министр экономики Азербайджана Шахин Мустафаев отмечает, что в 2017 году были реализованы различные инфраструктурные проекты, успешно применялись механизмы господдержки. Этот сектор развивается с учетом новых макроэкономических реалий, на которые указали в своих недавних отчетах по Азербайджану рейтинговые агентства Fitch и Moody’s. По прогнозу правительства, в 2018 году увеличение азербайджанской экономики ожидается на уровне 1,5 процента, в 2019 году — 4 процента, в 2020 году — 3,7 процента. Хотя при этом следует осторожное замечание о том, что рост ВВП Азербайджана сильно зависит от уровня цен на нефть.

У Азербайджана есть неплохие возможности нарастить государственные инвестиции при сохранении уровня цены на нефть свыше 50 долларов за баррель. Причем, те инвестиции, которые привлекались из-за рубежа в последнее время в виде долговых нагрузок, почти никак не сказались на экономике страны. Обладая большими запасами нефти и газа, значительными иностранными активами и золотовалютными резервами в государственном Нефтяном фонде и Центральном банке – их совокупный объем составляет около 100 процентов от ВВП – Азербайджан может позволить себе немалый, в принципе, госдолг.

Доходы от продажи нефти и новые месторождения

Хочу напомнить, что после создания в Азербайджане Нефтяного фонда доходы от продажи прибыльной нефти аккумулируются в нем. По последним данным, с 2001 года по 1 ноября 2017 года поступления в государственный Нефтяной фонд от продажи прибыльной нефти с блока Азери-Чираг-Гюнешли (АЧГ) составили свыше 124 миллиарда долларов. Как заявляет глава Нефтяного фонда Шахмар Мовсумов, в течение ближайших 15-20 лет доходы фонда от реализации нефтегазовых контрактов составят около 100 миллиардов долларов.

Однако добыча нефти не ограничивается тремя месторождениями — Азери, Чыраг и Гюнешли. На сегодня в стране существует порядка 50 месторождений нефти и газа. Государственная нефтяная компания SOCAR постоянно ведет разведочное бурение в поисках перспективных структур. Французская компания TOTAL планирует в 2018 году приступить к глубинному бурению на месторождении Абшерон.

Начало добычи планируется в 2019 году. Также ведется разработка месторождения Умид и перспективной структуры Бабек в азербайджанском секторе Каспия. Весной 2018 года канадская компания Zenith Energy Ltd приступит к буровым работам на азербайджанских нефтяных месторождениях Мурадханлы-Джафарли-Зардаб.

Месторождение Мурадханлы – крупнейшее месторождение на суше в Азербайджане. В планы канадской компании входит расширение своей деятельности в стране. Азербайджан заинтересован в более интенсивной разведке и поиске новых месторождений нефти и газа, что позволит привлечь в страну дополнительные инвестиции. На сегодня доказанные запасы нефти составляют 2 миллиарда тонн, газа – 2,5 миллиарда кубометров.

Итак, прогнозы по ценам на нефть на 2018 год в целом одинаковы и отличия в ценах весьма незначительны. Сам ОПЕК фактически ничего не прогнозирует, а просто желает иметь высокие цены. Другие финансовые институты говорят в основном о 52-55 долларах за баррель и ограничиваются пространными формулировками об улучшении фундаментальных факторов на нефтяном рынке.

Однако при всей неоднородности мнений, все прогнозы имеют и нечто общее, заключающееся в том, что в 2018 году рынок уж никак не должен опуститься до цены в 45 долларов за баррель. Заложив такую планку в государственный бюджет следующего года, Азербайджан получит возможность обоснованно заявить о своих реальных планах по экономическому росту.

4 КОММЕНТАРИИ