Бывший министр здравоохранения Бердымухаммедов, как и остальные пять претендентов на президентский посты, представляет детище Туркменбаши Демократическую партию – единственную легальную партию в стране
Почти 99% граждан Туркмении приняли участие в первых в истории страны альтернативных выборах президента, исход которых мало у кого вызывает сомнения.
Мало кто из обозревателей, аналитиков, да и самих избирателей сомневается, что победителем выйдет нынешний исполняющий обязанности президента Гурбангулы Бердымухаммедов. В течение последнего десятилетия он тесно работал с автократом Туркмении Сапармуратом Ниязовым Туркменбаши.
Как сообщил председатель ЦИК Туркмении Мурад Карриев, проголосовали 2 миллиона 664 тысяч человек, что составило 98,65% населения, имеющего право голосовать.
В бюллетенях значились имена шести кандидатов от единственной официальной партии Туркмении, Демпартии. Это – и.о. президента Гурбангулу Бердимухамедов, министр нефтегазовой промышленности Ишангулу Нариев, мэр Абадана Оразмурат Караджаев, губернатор Карабекаулского района Назар Гурбанов, замгубернатора Дашаузского региона Аманнияз Атаджанов и мэр города Туркменбашы Аширнияз Памманов.
Все шесть претендентов обещали продолжить курс Туркменбаши, 20 лет державшего в ежовых рукавицах богатую газом республику. Но каждый из них обещает дать гражданам немного свободы и немного социальной защиты.
Так, Бердымухамедов обещал предоставить гражданам неограниченный доступ в интернет, поднять уровень образования и повысить пенсии.
Сегодня только 1% из пятимиллионного населения Туркмении имеют доступ в интернет, а система образования построена преимущественно на изучении книги Ниязова “Рухнама”.
Наблюдатели от Европейского парламента заявляют, что выборы не были ни честными ни свободными.
Международная правозащитная организация Human Rights Watch накануне выборов заявила, что президентские выборы “приведут лишь к утверждению в Туркменистане новой диктатуры, если международное сообщество не будет решительно настаивать на реальных шагах по улучшению ситуации с правами человека”.
Правозащитники опасаются, что Запад, заинтересованный в туркменском газе, закроет глаза на то, что происходит внутри страны.
Президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ Горан Леннмаркер назвал первые в истории страны альтернативные выборы президента “значимым шагом в развитии независимого Туркменистана” и “новым этапом процесса демократизации туркменского общества”.
Приоритетами сотрудничества между ОБСЕ и Туркменистаном, по его словам, являются энергетическая безопасность и борьба с распространением наркотиков.
Туркменская оппозиция выступает с примирительными заявлениями и надеется на перемены к лучшему при новом главе государства.
“Несмотря на все сложности и замечания к предстоящим выборам, все говорит о том, что после выборов относительные перемены к лучшему начнутся”, – заявил накануне в Москве один из лидеров оппозиционной Республиканской партии Туркмении Байрам Шихмурадов, сын отбывающего в Туркмении пожизненное заключение экс-министра иностранных дел Бориса Шихмурадова.
“Мы сейчас не ставим вопрос о борьбе за власть. Наша основная задача – каким-то образом оказаться вовлеченными в политический процесс в Туркмении”, – сказал он.
Официальные результаты выборов должны быть объявлены в среду.