Абдулатипов: Мы исторически связаны с Азербайджаном

Рамазан Абдулатипов: «Если кто-то ищет на Кавказе войну, получит войну. Если ищет дружбу, то более верного народа не найти».

Как передает AZE.az,  руководитель Дагестана Рамазан Абдулатипов призвал правительство республики усилить работу по налаживанию торгово-экономических связей с Азербайджаном, Казахстаном и Ираном в рамках подготовки к проведению каспийского форума на тему «Межрегиональное сотрудничество прикаспийских государств». Кроме того, сейчас в Дагестане готовятся к двум важным праздникам -70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 2000-летию Дербента. Обо всем этом Рамазан Абдулатипов  рассказал “Вестнику Кавказа”. Публикуем интервью с сокращениями.

– Как сегодня Дагестан развивает экономические и культурные связи с соседними субъектами РФ и странами Южного Кавказа?

– Мы исторически связаны с Азербайджаном. Это бурно развивающаяся республика. Но проектов недостаточно. Мы об этом говорили с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и активизировали деятельность в этом направлении. Фактически мы содействовали ускорению подписания между нашими президентами соглашения о строительстве нового моста, чтобы был современный пропускной пункт между Россией и Азербайджаном.

Азербайджан также участвует в проекте по подготовке празднования 2000-летия Дербента. Мы планируем летом провести российско-азербайджанский симпозиум по культуре и образованию. То есть подвижки какие-то идут.

Такие же планы есть у нас и с Ингушетией, и с Чечней, со Ставропольским краем. Сейчас [губернатор Ставрополья] Владимир Владимиров прокладывает дорогу, на 60 км сокращает путь между Махачкалой и Ставрополем. Возможности есть, но нужна общегосударственная ориентация на такую работу. С пониманием к такой позиции относится и полпред Сергей Алимович Меликов.

Мы все вместе собирались у меня в Махачкале 13-14 января и сделали совместное заявление руководителей Северного Кавказа на этот счет.

– Как идет подготовка к празднованию 2000-летия Дербента?

– Во-первых, есть указ президента. (Владимир Путин подписал указ «О праздновании 2000-летия основания г. Дербента Республики Дагестан» в 2012 году), – прим. ред.). Во-вторых, по моей просьбе президент дал поручение продлить мероприятия по празднованию до 2018 года. Следовательно, мы не заканчиваем в этом году, поскольку не успевали сделать многое.

Есть хорошие проекты. Сейчас мы приводим в порядок 13 улиц. Я был недавно в Дербенте, обошел все исторические места, все исторические памятники, начиная с кладбищ, заканчивая банями. Уникальное там всё. Девичья баня, мужская баня. Памятники V, VI, XII, XVII веков надо восстанавливать. Кавказская, или Македонская, или Дербентская стена, которая уходила на 30-80 км в горы и на сто метров в море – уникальное сооружение. Первоначально она строилась из саманного кирпича, потом строительство было продолжено персидским царем Ануширваном. А строили мастера из Дагестана и Азербайджана. Это был самый крупный город на Кавказе и самый крупный торговый центр.

Мы планируем в следующем году проведение Международного каспийского форума. Сегодня ведь мало, кто занимается Каспием. Даже на политическом уровне замкнулись на проблеме определения границ на дне Каспийского моря. Поэтому призыв будет такой: “Выходите со дна на поверхность, и давайте сотрудничать”. Вокруг Каспия живет где-то 500 с лишним миллионов человек. Валовой продукт – около 7 триллионов долларов. Это должно работать. Я в 1995 году провел Каспийскую межпарламентскую ассамблею, но тогда не поддержали эту идею. Сегодня мы к ней возвращаемся. Думаю, будет большая поддержка и со стороны Азербайджана, и со стороны Казахстана, и российское руководство поддержит эти меры, и Астрахань подключится.

– В прошлом году проходил саммит прикаспийских государств…

– Я был на этом саммите. Губернаторов пригласили на вечерний банкет, а совместной работы по интеграции регионов прикаспийских государств не было. Политикой пускай главы государств занимаются, а нам надо насыщать такие мероприятия конкретным содержанием.