Адам Стерлинг: «Я разделяю мнение Ильхама Алиева по поводу «арабской весны» в Азербайджане»

Временный поверенный в делах США в Азербайджане Адам Стерлинг заявил о том, что американо-азербайджанские связи очень крепкие и пребывают на хорошем уровне.

Как передает AZE.az, на прошлой неделе исполнилось 20 лет со дня восстановления дипломатических отношений между Азербайджаном и США. Как развивались и на каком уровне в настоящее время находятся азербайджано-американские отношения за истекший период? Как сегодня эти 2 государства решают возникающие между ними вопросы? Эти и другие вопросы временный поверенный в делах США в Азербайджане Адам Стерлинг обсудил в интервью телеканалу ANS.

– Господин Стерлинг, как вы сегодня оцениваете отношения между США и Азербайджаном?

– Отношения между США и Азербайджаном за эти 20 лет прошли очень длительный путь развития. Эти же слова можно отнести и самому Азербайджану. Т.е., Азербайджан и сам за истекшие 20 лет прошел большой путь развития. Эти 2 вопроса разделять невозможно. Азербайджан восстановил свою независимость 20 лет назад в очень сложных условиях. В тот период страна находилась под влиянием ряда внешних сил, в то же время бы вовлечен в вооруженный конфликт. В таких условиях между США и Азербайджаном было достигнуто взаимопонимание в связи со стремлением Азербайджана превратиться в сильное, развитое и независимое государство. Во имя этой цели США и стали оказывать поддержку Азербайджану. Должен отметить, что в настоящее время американо-азербайджанские связи очень крепкие и пребывают на хорошем уровне. Азербайджан за прошедшие 20 лет достиг значительного сдвига в направлении указанной цели. Сегодня Азербайджан и США являются очень сильными партнерами. Они сотрудничают в сферах безопасности, энергетики и внутренних реформ.

– Вы отметили, что в настоящее время между США и Азербайджаном налажены связи очень крепкие связи. Как в таком случае объяснить то, что должность посла США в Азербайджане до сих пор остается незамещенной? Кандидатура бывшего посла Мэтью Брайзы не была подтверждена Сенатом, а президент Барак Обама не продлил срок его полномочий. Как же это может произойти?

– Мэтью Брайза занимал пост посла в Азербайджане около одного года. За этот период он продемонстрировал отличную службу. За период его деятельности связи между США и Азербайджаном еще больше окрепли. Я лично испытываю гордость, что в течение этого года занимал должность заместителя посла М.Брайзы. Брайза внес большой вклад в укрепление связей между нашими странами. Когда Сенат не проголосовал за утверждение его на пост посла в Азербайджане, мы испытали разочарование, после чего он покинул Баку. Законодательство США возникло в 18 веке. Согласно ему, президент США выдвигает кандидата на пост посла, а Сенат должен утвердить эту кандидатуру. Президент Обама, понимая значимость отношений между нашими странами, воспользовался тогда своими исключительными полномочиями в рамках Конституции, благодаря чему Брайза получил назначение на пост посла в Азербайджане сроком на 1 год. Должен отметить, что президенты очень дорого платят за право использования этих полномочий. Несмотря на это, наш президент, понимая значимость отношений между нашими странами, воспользовался тогда этими исключительными полномочиями.

– Когда ожидается назначение нового посла, кто им будет?

– Надеемся, что посол будет назначен в скорейшем времени. В Вашингтоне понимают важность назначения нового посла в возможно сжатые сроки. Но я не могу дать точную информацию относительно сроков его назначения.

– После известного интервью министра обороны США Л.Панетта телеканалу CBS, весь мир заговорил о подготовке Израиля к войне с Ираном. Насколько это реально? Если все же произойдет подобное нападение, США присоединятся к войне против Ирана?

– Очень важный момент касательно Ирана состоит в том, что в результате соответствующей деятельности Ирана возникла глобальная проблема. Этому последовало глобальное противодействие и реакция. США и их союзники, в целом, международное сообщество, хотят довести, что перед Ираном есть 2 выбора. Первый – продолжать нынешнюю политику, которая приведет к полной изоляции, санкциям, столкновению с соответствующими политическими решениями. Второй – наладить взаимоотношения, дипломатические отношения с международным сообществом и доказать, что ядерная программа страны действительно служит мирным целям. В настоящее время, говоря образно, «двери открыты» Ирану для сотрудничества и обсуждениям. Цель США и международной общественности состоит в том, чтобы этот вопрос был решен дипломатическим путем и Иран вступил в переговоры с международной общественностью и продемонстрировал свою миротворческую волю.

– При самых неблагоприятных сценариях, то есть, если Израиль или США действительно решат начать войну с Ираном, в какой роли вы видите Азербайджан в таком случае? Вы сказали, что Азербайджан является стратегическим партнером США. Какие планы у США по поводу Азербайджана?

– Правительство США, которое я представляю, понимает, что Азербайджан расположенный по соседству с Ираном, находится в весьма особом положении. В настоящее время наша страна, как и все мировое сообщество, пытается урегулировать данную проблему дипломатическим путем. Иран должен доказать всему мировому сообществу, что вся его деятельность носит мирный характер.

– Официальный Баку не раз заявлял, что в случае начала войны, никогда не позволит использовать свою территорию в качестве плацдарма против Ирана. Такая позиция вас не огорчает?

– Азербайджан сам решает, как пользоваться своей территорией. Как я уже отметил в начале интервью, США 20 лет как помогают в укреплении суверенитета Азербайджана. Это в свою очередь, означает, что Азербайджан сам должен решать, как пользоваться своей территорией.

– Недавно госсекретарь США, Хиллари Клинтон, выразила недовольство по поводу принятия французским Сенатом законопроекта о вымышленном геноциде армян. Как бы то ни было, и Турция, и Франция являются союзниками США. Что же именно по этому поводу говорит Вашингтон за кулисами своим союзникам?

– И Франция, и Турция являются давними союзниками США в рамках НАТО. Наше желание состоит заключается в том, чтобы Франция и Турция решили этот вопрос и как можно быстрее построили хорошие отношения.

– Говоря о геноциде, на следующей неделе исполнится 20-летие Ходжалинского геноцида в Азербайджане. Возможно, мы впервые станем свидетелями признания данного геноцида парламентариями зарубежных стран. В США тоже думают об этом?

– У каждого государства есть право принимать любой закон или законопроект. Долгосрочная позиция нашей страны, связанная с этими вопросами состоит в том, что такие вопросы должны решать историки и сами народы. Политики не должны принимать решение вместо историков и народов.

– Недавно президент Азербайджана Ильхам Алиев, отвечая на один из вопросов на конференции безопасности в Мюнхене отметил, что в Азербайджане не ожидаются египетский сценарий. Вы ожидаете прихода “арабской весны” в наш регион?

– Прежде всего хочу согласиться с мнением президента. Нельзя сравнивать эти две страны. Эти страны отличаются друг от друга своей историей, положением и условиями. Я тоже не желаю сравнивать Азербайджан с какой-либо страной. Если присмотреться на положение в Азербайджане, то можно увидеть, как в течение 5-6 лет страна прошла большой путь экономического развития. Это, в свою очередь, создает большие возможности, способствует увеличению возможностей. Граждане начали больше доверять правительству. Параллельно в обществе произошли положительные изменения. Это, в свою очередь, приводит к стабильности. Граждане начинают верить, что правительство не помеха, а помощь для них. Кроме того, в прошлом году Азербайджан принял очень важный закон – антикоррупционную стратегию. В этом вопросе власти хорошо понимают, что коррупция отделяет правительство от народа, создает пропасть между ними, отчуждает их. Это очень важный политический шаг для обеспечения долгосрочной стабильности и укрепления общества. Само по себе оно является частью внутренней демократии, экономического развития. Считаю, что продолжение реформ такого рода, играет огромную роль с точки зрения долгосрочной стабильности в обществе.

– Хотела бы поговорить о недавних военных консультациях в Вашингтоне. После этих консультаций в прессе прошла информация о том, что Азербайджан не разрешил боевым самолетам США и НАТО пролетать через свое воздушное пространство. Какие вопросы были обсуждены на переговорах и какое же решение, в действительности, было принято?

– Сотрудничество в сфере безопасности между США и Азербайджаном находится на высоком уровне. В качестве доказательства этому могу привести в пример двухсторонние консультации по вопросам обороны между двумя странами, состоявшиеся в прошлом месяце в Вашингтоне. Там участвовали представители Министерства обороны Азербайджана, Госдепартамента США, а также департамента обороны и других соответствующих структур, были проведены всесторонние обсуждения. Сюда входят продолжение и укрепление связей между двумя странами. Были охвачены такие вопросы, как охрана соответствующей инфраструктуры в морском секторе, взаимоотношения между военнослужащими и проведение боевых учений, а также вопросы приведения Вооруженных сил Азербайджана в соответствие со стандартами НАТО. Мы довольны нынешним положением пользования воздушным пространством Азербайджана. Военные США в этом вопросе выполняют все поставленные перед ними задачи.

– Господин Стерлинг, Азербайджан параллельно продолжает интенсивные переговоры, военные консультации и со своим северным соседом Россией, например, в связи с Габалинской РЛС. Ссылаясь на данные СМИ, можно предположить, что в перспективе в Азербайджане может быть размещена новая станция. Как вы относитесь к этому? Это не беспокоит США?

-По вопросу Габалинской РЛС России и Азербайджану следует прийти к определенному соглашению: “Что касается вопросов в связи ПРО, президент США Барак Обама еще в самом начале прихода к власти заявил о приверженности обязательствам по сотрудничеству с Россией в сфере противоракетной обороны (ПРО). Имеются общие угрозы, в то же время, страны обладают равными возможностями в соответствующей сфере. Считаю, что если Россия, Европа и США объединят свои усилия в сфере противоракетной обороны и станут сотрудничать в этой сфере, это будет в интересах всех сторон.

– С каких источников Вы получаете информацию о консультациях, проводящихся в Москве?

– Скажу вкратце – это вопрос, не имеющий отношения к США. Это вопрос между Россией и Азербайджаном.

– Господин Стерлинг, на днях в Мюнхене между Хиллари Клинтон и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым состоялась встреча. Об итогах встречи просочились различного рода сообщения. Хотелось бы услышать от Вас о том, какие вопросы обсуждались на этой встрече и какие результаты были достигнуты?

– На встрече президента Алиева с Клинтон, в основном, было рассмотрено сотрудничество США и Азербайджана, обе стороны отметили, что данные отношения, сотрудничество находятся на самом высоком уровне. США, как всегда, выразили благодарность Азербайджану за сотрудничество во всех сферах, в частности, за региональную безопасность и поддержку деятельности в Афганистане. Госсекретарь подчеркнула, что США являясь сопредседателем Минской группы ОБСЕ, сделают все возможное для мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

– Достигнуто ли какое-либо соглашение между господином Алиевым и госпожой Клинтон в переговорах по Карабаху?

– Не хотелось бы вдаваться в подробности. Состоялось обсуждение вопросов в связи с Нагорным Карабахом, в ходе которого достигнуты определенные продвижения. Но еще раз повторяюсь, не стану вдаваться в подробности.

– В Азербайджане звучат мнения об отказе от Минской группы, изменении ее состава вследствие предвзятой позиции Франции. Каково отношение США как сопредседателя Минской группы ОБСЕ к подобного рода высказываниям?

– Азербайджан не выражал официальной позиции по этому поводу. По причине этого я не могу дать какой-либо ответ на этот вопрос.

– Господин Стерлинг, грядет важное для Азербайджана событие. Это песенный конкурс “Евровидение”. С другой стороны, оппозиция заявляет о намерении провести акции протеста, по-вашему, какие события или изменения ожидаются в Азербайджане в преддверии конкурса?

– Лично я с нетерпением жду песенного конкурса “Евровидение”. Вам известно, что США не принимают участия в данном конкурсе. Для проживающих здесь американцев это новое, волнительное, интересное явление. Американцы в Азербайджане, так же как и каждый бакинец, с большой радостью встретили победу Азербайджана и принятие Баку эстафеты этого грандиозного мероприятия. Мы с большим нетерпением ждем проведения этого мероприятия. Это означает, что к Азербайджану будет приковано большое международное внимание, страна будет в центре внимания международного сообщества. Европейские СМИ, европейцы поближе узнают Азербайджан. Считаю, что это весьма позитивное явление для Азербайджана. Более того Азербайджан стал страной, показавшей в последнее время себя с лучшей стороны в мировом масштабе. В качестве примера можно указать на то, что избрание Азербайджана непостоянным членом Совбеза ООН обратило на него внимание всего мирового сообщества. И это, разумеется, нормальное явление.

– Вы сами будете в Азербайджане в это время?

– Конечно, в мае я буду здесь. Очень надеюсь, что смогу купить билет на конкурс.