Агабек Султанов: «Общение – лучшая панацея от неврозов»

Гораздо лучше, когда человек задается вопросом “что делать?”, нежели живет ожиданием беды

Агабек Султанов – личность весьма своеобразная. Главный психиатр Азербайджана не только врач, он еще и активный общественный деятель, которого волнуют животрепещущие проблемы страны, судьба родного Баку, условия жизни людей.
С последней нашей встречи с ним на “Прямой линии” прошло больше трех лет и сегодня современная жизнь поставила перед нами новые вопросы, в решении которых нам необходим совет опытного врача-психиатра.

“У нас много необследованных больных”

– Агабек муаллим, вы согласны с расхожим утверждением о том, что “мир сходит с ума”? Как бы вы оценили психическое состояние нашего общества?

– Я бы не сказал, что “мир сходит с ума”. Просто люди стали менее выносливы к напряжениям, они изменились, стали другими. Не то, что были раньше. Многие постоянно находятся на грани нервного срыва, стрессов.
Азербайджан – это частица мира, и у нас столько же проблем, сколько в любом другом обществе. Конечно, к сожалению, в последнее время в стране участились случаи правонарушений. Везде идет процесс урбанизации (т.е огромное количество людей переезжает из регионов страны в столицу). Люди практически не общаются, предпочитая говорить по телефону, нежели ходить друг к другу в гости. Все это в конечном итоге может привести к возникновению неврозов.
Когда у меня, как у врача-психиатра, спрашивают, много ли у нас “душевнобольных”, я обычно отвечаю так – у нас стало больше неврозов. А неврозы – это неотреагированные эмоции.

– Сколько на сегодня в Азербайджане душевнобольных?

– Как и во всем мире, в Азербайджане 1-3% населения составляют психически больные. Их число то увеличивается до 3%, то снижается до одного. Сейчас этот показатель опять увеличился. То же самое можно сказать и о неврозах, особенно депрессивных и фобических.

Душевнобольной – это глубоко травмированный человек. Большинство из них обращаются к нам, не имея претензий к своему здоровью. К таким людям надо относиться более внимательно. Я часто в шутку говорю, что у нас в стране много еще не обследованных больных. Хотя иногда обществу гораздо больше вреда приносит психически здоровый человек, нежели душевнобольной.

– Какие психические заболевания доминируют у ваших пациентов?

– Чаще всего это шизофрения. Но благодаря современным психофармакологическим средствам таких больных вводят в состояние ремиссии (затишье), а это затишье может длиться годами. От шизофрении порой даже излечиваются.

Стрессы порой необходимы

– В последнее время в стране участились случаи суицидов. С чем это связано?

– В советские времена считалось, что человек, который кончает жизнь самоубийством – душевнобольной. Это абсолютный нонсенс. Сегодня Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) говорит о том, что суицидиентами могли бы быть 15-20% душевнобольных. Еще столько же должны были быть под наблюдением психиатров. А остальные 60-70% – практически здоровые люди.

Суицид – это конфликт человека с окружающей средой. Когда между человеком и его окружением завязывается узел, и он не в силах его развязать, у него опускаются руки, которые он поднимает на себя. Недавно я проводил экспертизу: мужчина средних лет оставил предсмертную записку, в которой говорилось, что он не может возвращаться домой и видеть голодные глаза своих детей. И это, по-вашему, душевнобольной?

В каждом самоубийстве есть момент безразличия. Человек, решившийся на этот шаг, просто не сумел найти себе немного “места под солнцем”. От хорошей жизни человек, если он, конечно, не душевнобольной, на это не пойдет. Я не первый год занимаюсь данной проблемой, являюсь членом российской проблемной комиссии по изучению суицидов. Раньше, выступая по этой проблеме, я всегда гордился тем, что в Азербайджане мало самоубийств. К сожалению, в последнее время случаи суицидов участились.

– А кто больше всего подвержен стрессам?

– Стресс – напряжение нервной системы. Это экстремальное состояние, острая психическая боль, которой подвержены все. Еще Селье говорил: “Стрессы порой нам необходимы”. Прежде всего для того, чтобы наша нервная система смогла адаптироваться к среде. Как известно, выделяют два вида стрессов – отрицательный и положительный. Когда человек постоянно испытывает только лишь положительный стресс, то вполне возможно, что он не сможет пережить даже один отрицательный. Или наоборот, если стрессовая ситуация не снимается, то это может привести к неврозам, вплоть до некоторых психических заболеваний.Основные признаки возникновения стресса – снижение работоспособности, повышенная утомляемость, ухудшение памяти, головные и другие боли неясного происхождения, повышенная раздражительность или постоянная подавленность, вспышки беспричинного гнева. Во многих случаях может нарушиться сон, проявляются незамеченные ранее страхи. Порой в стрессовой ситуации человек отказывается от еды. Или, наоборот, успокаивает себя, беспрерывно поглощая еду, сладкое и т. д.

– Говорят, что даже трагедия переносится легче, чем тревожная неопределенность? Так ли это?

– Был такой замечательный доктор семьи Романовых – врач Боткин. Он говорил: “Лучше сам диагноз, чем его ожидание”. Гораздо лучше, когда человек задается вопросом, “что делать?”, нежели живет ожиданием беды. Самое страшное для нервной системы – это страх и зло.

Люди боятся обращаться к нам

– В советские времена люди боялись обращаться к психиатру, зная о последствиях постановки на учет. А как обстоят дела с этим сейчас?

– На сегодня отношение к психиатрам нисколько не изменилось. В Азербайджане по сей день придерживаются мнения, что с психиатром встречаться нежелательно. Особенно, если дело касается молодых девушек. Они думают, что после этого их не возьмут замуж.

К сожалению, в нашем обществе люди пока несмело обращаются к врачам. К примеру, если ко мне приходит известный человек, то он обязательно маскируется: старается изменить внешность, надевает очки.

Когда человек себя плохо чувствует, он идет к врачу, а когда у него возникают психические недомогания психического характера, он даже не думает обратиться к психиатру. Многие до сих пор не понимают, что мы и лечим, снимаем напряжение, и помогаем решить некоторые семейные проблемы.

– Кто ваши пациенты – люди какого возраста, социального уровня, культуры?

– Знаете, психическим болезням все возрасты покорны. Конечно, в молодости больше доминируют неврозы, в 30-50 лет встречаются другие заболевания, в пожилом возрасте – в 60-70 лет наступает период обратного развития. У мужчин в этот период появляется склероз, у женщин же плохо протекает климакс.

В Азербайджане есть хорошие психиатры

– Депрессии, страхи, тревога – можно ли избавиться от всего этого?

– Конечно, все психические заболевания лечатся. Если вас что-то беспокоит, надо сразу обращаться к профессионалам, а не ходить к гадалкам или магам. Это пустая трата времени. Да и нам после осложнений болезни бывает трудно вылечить человека.

– Вы упомянули магов, экстрасенсов, гадалок. А все ли в порядке у этих людей с психикой?

– Сейчас в мире господствует мистицизм. Люди ищут выход из трудных ситуаций с помощью гадалок. А они, в свою очередь, ради заработка идут на все. Но я не виню ни их, ни тех людей, которые к ним обращаются. И с психикой у них все нормально.

– А у тех, кто к ним обращается?

– Каждый сам знает, на что идет.

– Применяете ли вы в своей практике гипноз? Говорят, что им можно излечить 90% болезней?

– Гипноз является неотъемлемой частью деятельности врача. Русский психоневролог Бехтерев говорил, что “если, уходя от врача, вам не стало легче, значит это не врач”. Главное – словесное воздействие.

В своей работе я гипноз не использую. Предпочитаю рациональную терапию. Суть этой методики в том, чтобы рассказать больному правду о его болезни. Это вроде психоанализа Фрейда. В процессе терапии вытесняешь все отрицательные моменты и объясняешь больному, как он должен себя вести для того, чтобы поправиться.

– Как вы считаете, в Азербайджане есть хорошие психиатры?

– Знаете, зачастую многие уезжают лечить разные свои недуги за границу. Но статистика показывает, что психиатрия у нас на хорошем уровне, есть у кого попросить помощи в трудную минуту.

– Агабек муаллим, как можно избежать стрессов? Есть ли какие-нибудь практические советы?

– Прежде всего, надо больше общаться. Еще Экзюпери говорил: “Самая большая роскошь – это радость общения”. Раскрывайте душу близким людям – это лучший антиневроз.

– Есть ли у вас высказывания, которые вы часто используете в своей работе?

– Одно из них: “Помоги мне, чтобы я помог тебе”. Есть и другие, которые я часто цитирую по жизни: “Самая большая безнравственность – следить за нравственностью других”. И еще, когда я умру, хочу, чтобы за моим гробом шли ровно 10 человек и плакали. Толпа мне не нужна.

– Каким вам видится будущее Азербайджана?

– По натуре я оптимист. Считаю, что у нас все идет неплохо, а в будущем будет еще лучше.

Досье

Агабек Ашумбек оглу Султанов родился в 1938 году в Баку. В 1954 году окончил среднюю школу и поступил на лечебный факультет Медицинского университета. По окончании вуза в 1960 году в течение года работал психиатром в Баку, а затем уехал в Москву, где поступил в аспирантуру. В 1967 году защитил в Москве кандидатскую диссертацию, а в 1973г. стал заведующим кафедрой психиатрии Мединститута. Агабек Султанов – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки, главный психиатр республики, член Всемирной федерации психиатров, координатор ООН по психиатрии в Азербайджане, вице-президент Ассоциации психиатрии Азербайджана по этике и защите прав душевнобольных. Автор около 200 научных статей, 32 из которых вышли в печать за рубежом. 23 раза представлял азербайджанскую психиатрию в Финляндии, Испании, Англии, Италии, Голландии, Австрии, Турции, Швейцарии. Лауреат премий им. академика Ю.Мамедалиева и “Умай”. Женат, имеет двоих детей и трех внуков.

Ругия АШРАФЛИ
Неделя