«Так в Европе, где есть такие ценности как права человека и демократия, все еще существуют конфликты. Правда, мы называем их «замороженными», однако они не заморожены. Сейчас мы говорим о конфликте в Украине, вопросе Крыма, однако наряду с этим есть конфликты в Грузии, в Южной Осетии и Абхазии, приднестровский в Молдове, конфликт на Балканах, а также продолжающаяся уже более 20 лет незаконная и противоречащая международным нормам оккупация Нагорного Карабаха и семи прилегающих к нему районов Азербайджана со стороны соседней Армении».
Как передает AZE.az, председатель Парламентской Ассамблеи Совета Европы Педро Аграмунт в интервью АПА заявил, что в вопросе карабахского конфликта, несмотря на то, что к урегулированию вопроса были привлечены международные организации, никакого прогресса нет: «Считаю, что все эти конфликты, в том числе вопрос освобождения Нагорного Карабаха и других земель Азербайджана от оккупации, должны быть урегулированы».
– Господин Аграмунт, какие основные ваши цели на период председательства в этой структуре?
– Я намерен построить свою работу в период председательства в организации в четырех основных направлениях. Первое из них – это борьба с терроризмом на международном уровне. Это вопрос, который беспокоит в настоящее время всю Европу, а также весь мир. В последнее время страны Европы подвергаются террористическим атакам, которые в частности осуществляются радикальными исламистами. В то же время, мы не должны забывать о массовом наплыве в Европу мигрантов и беженцев, потому что большинство из них приезжают из регионов, где действует террористическая организация ИГИШ. Международный терроризм продолжает оставаться одним из беспокоящих нас основных вопросов. Второй вопрос, право граждан Европы жить в условиях мира, безопасности и спокойствия. Мы должны приложить все усилия для того, чтобы люди могли спокойно, без какой-либо угрозы для их жизни посещать общественные места, например кафе, спортивные соревнования. Мы должны бороться и с этой проблемой. Третий беспокоящий нас вопрос, возникшие в последнее время в странах Европы популистские политические силы. Я не буду называть конкретно какую-либо страну, однако во многих странах Европы, и среди радикалов и среди левых, существуют политические партии, выступающие против европейских ценностей. Четвертый вопрос, это наличие в странах СЕ неурегулированных конфликтов.
– К слову, мы бы хотели задать об этом вопрос. Как вы сказали, между некоторыми странами-членами происходят конфликты, в том числе Армения оккупировала принадлежащий Азербайджану Нагорный Карабах и прилегающие к нему территории. Какой вклад может внести ПАСЕ в урегулирование этих конфликтов?
– Конечно, эти конфликты должны найти скорейшее решение. Так в Европе, где есть такие ценности как права человека и демократия, все еще существуют конфликты. Правда, мы называем их «замороженными», однако они не заморожены. Сейчас мы говорим о конфликте в Украине, вопросе Крыма, однако наряду с этим есть конфликты в Грузии, в Южной Осетии и Абхазии, приднестровский в Молдове, конфликт на Балканах, а также продолжающаяся уже более 20 лет незаконная и противоречащая международным нормам оккупация Нагорного Карабаха и семи прилегающих к нему районов Азербайджана со стороны соседней Армении. Этот вопрос полностью заморожен и для его урегулирования никаких шагов не делается. Несмотря на то, что к урегулированию вопроса были привлечены международные организации, создается впечатление, что никакого прогресса нет. Считаю, что все эти конфликты, в том числе вопрос освобождения Нагорного Карабаха и других земель Азербайджана от оккупации, должны быть урегулированы.
– Вы были одним из основных содокладчиков по Азербайджану и автором многих отчетов по стране. То есть, вы достаточно хорошо знакомы со страной. Как вы оцениваете нынешние отношения между ПАСЕ и Азербайджаном? Вас устраивает уровень отношений? Каковы ваши ожидания?
– Конечно, я хорошо знаком с Азербайджаном, так как долгие годы был связан с этой страной. В течение пяти лет я был докладчиком по Азербайджану, а это максимальный срок, возможный в ПАСЕ. Да, во время своей деятельности я был докладчиком и по другим странам, подготовил множество отчетов. Моя деятельность, связанная с Азербайджаном, не ограничивалась только докладами. Моя работа была связана и с другими вопросами, например, я принимал участие на выборах в составе наблюдательной миссии. Считаю, что отношения Азербайджана с ПАСЕ и СЕ хорошо развиваются. Думаю, основная роль СЕ и ПАСЕ – помогать странам в области демократии, прав человека, в построении демократического общества по примеру западных европейских стран. Естественно, в настоящее время ситуация не очень хорошая, а годами ранее, когда мы только начинали наше сотрудничество, ситуация была еще сложнее. И, конечно, пока сложно сравнивать демократию в этих странах с демократией в государствах Западной Европы. Но именно поэтому необходимо им помочь. В этом смысле мы должны демонстрировать политическую волю, понимание, чтобы страны, в свою очередь, продолжали сотрудничать с другими структурамиПАСЕ и СЕ.
Когда впервые я приехал в Азербайджан, ситуация была совсем иной. Сегодня же произошли большие изменения. Конечно, изменения в первую очередь показали себя в экономической сфере. Можно подчеркнуть улучшение уровня жизни людей, развитие на уровне среднего класса. В то же время, произошли положительные изменения в развитии демократической системы в обществе. Естественно, все еще имеются проблемы, остаются вопросы, которые нужно совершенствовать. Несмотря на это, есть и прогресс. Например, я участвовал на многих выборах и могу сказать, что и в этом направлении имеются положительные изменения. Понимаю, что, когда страна только получила независимость, проблем было больше. Тогда еще было сильно старое советское мышление. Сейчас же я полностью уверен, что глава государства желает еще большего развития этих сфер для того, чтобы страна стала полностью демократической и правовой. Для реализации всего этого он имеет политическую волю.
– В это воскресенье ожидается ваш визит в Азербайджан в качестве председателя ПАСЕ, и на 29 февраля уже запланированы встречи в Баку. В чем состоит цель вашего визита, с кем вы планируете встретиться? Какие темы вы собираетесь обсудить в Баку?
– Да, в воскресенье вечером я буду в Баку, а в понедельник приступлю к встречам. Правда, я не смогу долго пробыть в Азербайджане, это лишь двухдневный визит, так как сразу же после этого в Париже состоятся встречи нашего Бюро и Постоянного комитета. Я должен принять в них участие. В течение визита я планирую встретиться с членами делегации Милли Меджлиса Азербайджана в ПАСЕ, председателем ММ, министром иностранных дел, представителями гражданского общества, адвокатами. В то же время, самой главной и очень важной встречей станет встреча с президентом страны Ильхамом Алиевым. Как я уже сказал, в стране в последнее время произошли положительные изменения в области демократии. На встрече с президентом я попрошу, чтобы в этой сфере было еще больше прогресса, и Азербайджан, являющийся членом СЕ, еще больше приблизился к стандартам этой организации. В этом вопросе я оптимистично настроен и надеюсь, что азербайджанское правительство, глава государства согласятся с нашими идеями и, как всегда, продолжат сотрудничество и обсуждения с СЕ, в том числе с ПАСЕ, Венецианской комиссией, Генеральным секретариатом и другими структурами. Кроме того, существует еще один важный вопрос. В период этого моего визита я должен встретиться с находящимся в заключении Ильгаром Мамедовым. Это уже подтверждено, и я надеюсь, что никаких проблем не возникнет. Как вам известно, это очень деликатный вопрос. Европейский суд по правам человека уже вынес решение по этому вопросу. Поэтому этот вопрос важен для нас.
– Как вам известно, в ходе зимней сессии ПАСЕ в январе были вынесены на обсуждение две резолюции, связанные с оккупированными территориями Азербайджана. Одна из них была принята, другая же нет. Хотя в обоих документах нашел отражение факт оккупации азербайджанских земель. Каково ваше отношение к этому?
– Я не могу что-либо сказать по этому вопросу. Я являюсь председателем ПАСЕ. Решение в ассамблее принимаются путем голосования. Ассамблея это независимая структура, а в результате голосования некоторые документы проходят, некоторые – нет. Естественно, мы все должны согласиться с этим.
– Но до этих обсуждений сопредседатели Минской группыОБСЕ, выступив с совместным заявлением, призвали не принимать отчет Роберта Вальтера. Как вы думаете, насколько правильным является оказание влияния на такую независимую организацию как ПАСЕ со стороны какой-то другой организации?
– Как вы знаете, ПАСЕ является полностью независимым европейским институтом. Являясь первой и самой старой организацией, СЕ и его ассамблея, с момента создания и по сей день, очень многое сделали для развития демократии и прав человека в Европе. Мы никак не можем согласиться с давлением других на нас, в том числе и других международных организаций… Думаю, ассамблея также никогда не согласится с давлением других на нее. Никто не может указывать нам, что и как мы должны делать. Эти и другие решения может принять только и только наша независимая ассамблея.
– В рамках Ассамблеи действовал специальный подкомитет по нагорно-карабахскому конфликту. Но потом его деятельность была приостановлена. Предыдущие председатели Мовлут Чавушоглу и Жан-Клод Миньон старались организовать в ПАСЕрегулярные встречи между делегациями двух стран. Как вы рассматриваете восстановление деятельности подкомитета в период вашего председательства и планируете ли вы провести встречи между представителями двух государств?
– Не важно, чтобы эти встречи были организованы в рамках какого-то комитета. Но в первом своем выступлении после избрания я отмечал, что одним из беспокоящих меня вопросов является наличие в странах Европы нерешенных конфликтов. В этом контексте я особенно подчеркнул нагорно-карабахский конфликт. Этот конфликт является одним из самых важных. В период своего председательства я постараюсь держать этот вопрос в центре внимания. Я приложу все усилия, чтобы стало возможным организовать встречу представителей двух стран. Я постараюсь поощрять усилия официальных лиц, правительств обеих стран, направленные на положительное и окончательное решение конфликта.