Агшин Мехтиев: "Проект резолюции ГУАМ о замороженных конфликтах в ближайшее время будет распространен в ООН"

Эксклюзивное интервью со спецпредставителем Азербайджана в Организации Объединенных Наций Агшином Мехтиевым

– Уже несколько дней как мы вступили в новый, 2007 год. В чем, на Ваш взгляд, этот год может стать примечательным и особенным для ООН? Прошло несколько месяцев с момента Вашего назначения, наверное, уже есть определенная программа, согласно которой Вы планируете свою деятельность по дальнейшему развитию сотрудничества Азербайджана с Организацией Объединенных Наций?

– Каждый год является по своему особенным и неповторимым… А если говорить о наступившем 2007 годе, то совершенно очевидно, что он войдет в историю ООН как год необычайный, запоминающийся. Для этого есть целый ряд причин. Начнем с того, что с 1 января ООН возглавил новый Генеральный секретарь Пан Ки Мун. Совершенно очевидно, что в связи с данным назначением следует ожидать определенных кадровых и административных изменений. Я допускаю, что новый генсек осуществит и определенные реформы, тем более что сейчас идут активные дебаты о необходимости реформирования ООН.

Следующий момент – это ротация непостоянных членов Совета Безопасности. Как известно, с января 2007 года в составе СБ ООН произошли изменения и его непостоянными членами стали Бельгия, Индонезия, Италия, Панама и Южная Африка. Каждая из этих стран имеет свои интересы и специфику, и несомненно, что их деятельность в СБ в определенном смысле станет отражением этих интересов. В качестве примера можно указать на то, что отныне число стран-членов Движения неприсоединения в СБ возросло с 4 до 7 или, другими словами, стало достаточным для блокирования, в случае возникновения подобной необходимости, решений СБ.

Другим, весьма интересным примером может быть Индонезия – крупнейшая мусульманская страна, деятельность которой наверняка будет в значительной степени отражать интересы этой группы государств и т. д. К сказанному следует добавить, что на повестке дня ООН, как Генассамблеи так и СБ, много острых вопросов, таких как ситуация на Ближнем Востоке, положение в связи с ядерными программами Ирана и Северной Кореи, положение Сомали и другими кризисными ситуациями в Африке и т.д.

Что касается Азербайджана и нашей деятельности в ООН, то естественно, что прежде всего мы будем учитывать в своей работе вышеупомянутые изменения, стараться использовать их в своих интересах. Сейчас мы ожидаем, что в ООН будет распространен доклад ОБСЕ, подготовленный в соответствии с резолюцией Генассамблеи по положению на оккупированных азербайджанских территориях. После этого начнем работать над реализацией практических рекомендаций, вытекающих из данного доклада.

Следующий вопрос – работа над резолюцией по пункту повестки, предложенному ГУАМ. Проект резолюции в ближайшее время будет распространен в ООН и начнутся активные консультации по его согласованию. В зависимости от того, как будут развиваться события, нами (странами ГУАМ) будет принято решение о том, когда конкретно выносить этот вопрос на обсуждение. Но независимо ни от чего вопрос остается на повестке дня ГА ООН.

Есть еще множество других вопросов, над которыми мы работаем. Это и различные программы в рамках сотрудничества Азербайджана с UNDP и другими подразделениями ООН, участие в многочисленных мероприятиях ООН здесь, в Нью-Йорке, и в других местах и т.д. В частности, в конце января в Нью-Йорке предстоят обсуждения 2-го и 3-го объединенного доклада по ситуации с противодействием дискриминации женщин в Азербайджане. Ожидается, что на данные мероприятия прибудет представительная делегация из Баку. В феврале в Калифорнии состоится важная конференция по информационным технологиям, где также планируется участие нашей делегации на высоком уровне и т.д. Всего не перечислишь. Так что, как видите, работы много, год обещает быть насыщенным, но мы надеемся, что справимся со всеми стоящими перед нами задачами.

– Вы упомянули программы по сотрудничеству между Азербайджаном и ООН. Если можно, то подробнее, какие именно программы и в каких областях?

– Программ достаточно много и поэтому перечислять их все вряд ли будет целесообразно. Различные программы по сотрудничеству, осуществляются совместно с UNDP (Программа развития ООН), UNНCR (Верховный Комиссариат по делам беженцев), UNICEF (Детский фонд ООН) и др. подразделениями ООН. Для примера укажу, что только по линии UNDP на 2007 год общий объем уже утвержденных и предполагаемых программ составляет порядка 10 млн. долларов. Я думаю, что одна эта цифра уже дает возможность представить общие масштабы нашего сотрудничества с ООН.

– Когда все-таки страны ГУАМ намерены поднять на сессии ГА ООН вопрос о замороженных конфликтах?

– Однозначно на этот вопрос я вам ответить не смогу, так как решение об этом будет принято в зависимости от того, как будут развиваться события, как будут проходить консультации с другими странами-членами ООН. Вопрос будет вынесен на обсуждение только тогда, когда мы будем уверены, что созданы все необходимые условия для того, чтобы результат этих обсуждений был таким, который нужен нам.

– Пытается ли армянская сторона как-то противодействовать этому?

– Насколько я знаю, достаточно активно. Изначально армянская делегация вместе с некоторыми другими была против внесения вопроса о затянувшихся конфликтах на территориях стран ГУАМ в повестку дня 61-й сессии Генеральной Ассамблеи и соответственно голосовала против этого. Сейчас, после того как вопрос был включен в повестку дня, по нашей информации, армяне пытаются задействовать все имеющиеся у них возможности, включая диаспору для того, чтобы повлиять на предстоящие обсуждения. Местные армянские организации пытаются воздействовать на всех, кто так или иначе может быть полезным для них в этом вопросе.

– Российское представительство при ООН, которое также проголосовало против вынесения вопроса о замороженных конфликтах на территориях стран ГУАМ, распространило совместный Меморандум непризнанных режимов, где речь идет о важности их участия в переговорах. Какова была реакция на это обращение в ООН?

– Никакой. Все упомянутые территории являются территориями Грузии и Молдовы, в связи с чем какие-то их “меморандумы” или другие подобного рода обращения просто здесь серьезно не воспринимают и на них не реагируют. А тот факт, что распространило данную бумагу официальное представительство совершенно постороннего государства, я думаю, говорит сам за себя и в комментариях не нуждается.