Эксклюзивный комментарий AZE.az директора Центра политических инноваций и технологий Мубариза Ахмедоглу.
1. Грузия продемонстрировала, что готова значительно активизировать политику в отношении Армении и выстраивать с этой страной более серьезные отношения. Активно развивающиеся грузино-армянские отношения достигли самого пика в апреле месяце. Возможно, что двусторонние отношения между этими странами еще больше расширятся в предстоящие месяцы. Грузия неслучайно активизировала свою политику в отношениях с Арменией, тем самым режим Саакашвили направляет месседж.
Учитывая запутанность армянской политики и сложную ситуацию, в которую попала Грузия после известных событий, невозможно сказать о конкретных политических и идеологических направлениях этих месседжей. Следует принимать во внимание и то обстоятельство, что Грузия, как и Армения в своей внешней политике прибегает к методам, далеким от дипломатии. Есть все основания назвать это «детской хитростью» или «детским неспокойствием». Президент Грузии Михаил Саакашвили, комментируя состоявшийся в начале года свой визит в Армению, сказал, что он заставил армян говорить хорошо о Грузии. Это оскорбление не только для Армении, но и грузино-армянских отношений. Саакашвили заявил, что армянам очень трудно говорить хорошее о грузинах: «Я добился этого. Находясь с визитом в Армении я заставил армян хорошо отозваться о грузинах».
Поэтому, в первую очередь рассмотрим «наивные» сценарии:
a) Помощник заместителя госсекретаря США по вопросам Евразии Тина Кайданов должна была посетить Грузию. В последнее время официальные представители США не столь желанные гости в Грузии. И на то есть причины. Официальный Тбилиси ожидал от США других слов и других ответов, однако США больше говорят языком давления. Возможно, именно с этим связан визит главы МИД Грузии Григола Вашадзе в Армению;
b) Возможно подойти к визиту министра обороны Грузии в Армению с точки зрения грузино-российских отношений. Армения – военный союзник России, Грузия же может в военном отношении усилить Армению, что не нравится России.
c) Высказывания официальных лиц Грузии не нравятся Армении, поэтому главу МИД Грузии принял в Армении лишь Эдвард Налбандян. Президент Армении не принял главу МИД Грузии, во всяком случае, об этом нет никакой информации. Возможно, информация о смерти Сержа Саргсяна – шаг, вызванный «детским неспокойствием» Армении. Однако факт остается фактом – в этот день президент Армении должен был принять Массимилиана Лакотана и Григола Ващадзе. Число официальных гостей, совершающих визит в Армению настолько мало, что армянский президент принимает и лиц гораздо меньше рангом.
То, что европейский политик был нежелателен Армении, известный факт, об этом будет сказано ниже. Видимо, и глава МИД Грузии является нежелательным визитером. Эта нежелательность кроется в серьезных причинах. Поэтому отложив в сторону «детские» сценарии, переходим к исследованию серьезных вопросов.
Обратим внимание на некоторые события, произошедшие в этот период:
– Грузия недовольна США. США желают вступления России в ВТО, не учитывая при этом интересов Грузии. Несмотря на то, что Грузия не высказывает свое недовольство дипломатическими заявлениями, реальные поступки говорят об этом. b) «Президент» Абхазии посетил Турцию, и это вызывает беспокойство Тбилиси.
– Грузия намерена активизироваться в направлении нагорно-карабахского урегулирования, однако пока не уточнила курса.
– При покровительстве официального Тбилиси армяне в Грузии отметили «геноцид» точно так же, как и в Армении.
– В грузинской прессе широко освещалась информация о завершении делимитации азербайджано-грузинской границы. В это время посол Азербайджана в Грузии организовал поездку группы глав аккредитованных в Грузии диппредставительств в приграничные с Грузией районы Азербайджана. В грузинской прессе прозвучали опасения о том, что военные учения азербайджанской армии на полигоне представляют опасность для Кешишчи Дагы (Храм Давида-строителя).
– Несмотря на распространение ряда негативной информации об Азербайджане, официальный Тбилиси не предотвратил это и не предпринял шагов в направлении предоставления альтернативных вариантов. Послы Армении в Грузии и Грузии в Армении провели соответствующие встречи с духовными лидерами. Новоназначенный посол Армении в Грузии О.Манукян встретился с региональным представителем Ватикана К.Гуджеротти и обсудил с ним состояние армянских церквей в Грузии.
– Российские политики и силовики провели встречи в Армении;
– Грузинская пресса распространила информацию о неофициальном визите министра внутренних дел Грузии Мерабишвили в Армению. В информации говорилось о том, что грузинский министр намерен встретиться с российскими силовиками. Спустя некоторое время официальный Тбилиси подтвердил информацию визите Мерабишвили в Армению. По мнению официального Тбилиси, министры внутренних дел Грузии и Армении – старый друзья и часто встречаются между собой.
– Министр обороны Грузии Б.Ахалая, будучи в Армении, посетил памятник «геноциду армян». Можно предположить, что посещение мемориала «геноцида армян» не было только данью этикета, но являлось одной из основных составляющих этого визита;
– Министр обороны Грузии Ахалая пригласил армянских силовиков провести учения в горном стрелковом центре Санчхети. Учитывая то, что армяне не в состоянии воевать ни с Турцией, ни с Ираном, а также то, что грузины не стали бы готовить армянских военных против себя, становится понятно, что этот шаг имеет антиазербайджанскую направленность. Самый вероятный очаг военного противостояния в регионе – Нагорный Карабах. В этой войне понадобится специальная сноровка для ведения боевых действий в горной местности. Сачхети – военный центр подготовки стрелков, построенный и оснащенный НАТО по самым высоким стандартам.
– Парламент Грузии денонсировал соглашение с Россией о военном транзите. Это соглашение, подписанное в марте 2006 года, было рассчитано на 5 лет, однако после событий августа 2008 года положения этого соглашения все равно не действовали. Россия сократила военный транзит в Армению, в то же время избрав для этого другие маршруты. Армяне выразили небольшое недовольство подобными действиями Грузии, однако после выяснилось, что инициатором денонсации этого соглашения была не Грузия, а Россия. Армения совершенно безосновательно обвиняет Азербайджан в денонсации этого соглашения.
– Руководство Азербайджана не скрывает свое недовольство последними действиями грузинских властей. Так, ни президент, ни премьер-министр Азербайджана не приняли прибывших в Баку министра экономического развития Грузии, ни министра юстиции.
Конечно, можно затронуть и другие события, однако вышеизложенное полностью охватывает все направления. По меньшей мере, в вышеизложенных событиях, а также событиях, которые мы не можем изложить, нет новых направлений. Поэтому есть достаточно аргументальная база проведения обобщения. Также следует учитывать, что Грузия по всем направлениям превосходит Армению, Грузия не нуждается в Армении, это Армения нуждается в Грузии, потому что важные для Армении коммуникации проходят по территории Грузии. Эта зависимость настолько сильна, что 80-летняя старушка, проживающая в Грузии, оставила на продолжительное время Армению без интернета. Опасность, исходящая для Грузии от проживающей там армянской общины со временем ослабевает. Именно в этом контексте привлекает внимание то обстоятельство, что Грузия ведет себя словно должна Армении, или словно отношения с Арменией для нее приоритетны.
Отметим связанные между собой направления:
ı) Желание команды Саакашвили помириться с Россией. Это очень важно для режима Саакашвили, так как позволит завоевать симпатии Запада. Поэтому команда Саакашвили видит Армению как посредника в нормализации отношений с Россией. В этой связи необходимо отметить два момента:
Первое: в команде Саакашвили чувствуются нотки приверженности к сепаратизму. Возможно, что Мерабишвили и Ващадзе выступают не от имени команды Саакашвили, а со своей личной позиции. Вполне вероятно, что именно по этой причине президент Армении и не принял их.
Второе: для России посредничество Азербайджана в деле нормализации российско-грузинских отношений выглядит более надежно и доверительно, потому что у Азербайджана много рычагов давления на грузинское руководство. Иными словами, если российско-грузинское примирение произойдет при посредничестве Азербайджана, то оно должно серьезно быть воспринято в Грузии. Поверхностные и противоречивые заявления грузинской стороны могут быть восприняты как нарушение достигнутого Азербайджаном соглашения. Поэтому Саакашвили вынужден серьезно относиться к соглашению, достигнутому при посредничестве Азербайджана.
Армения же не способна влиять на Грузию. Хаос в Джавахетии может означать полное закрытие дорог и коммуникаций в Армению. Возможно, что режим Саакашвили и не заметит такого нюанса, как посредничество Азербайджана в грузино-российском примирении. Азербайджан является лидером региона, а Саакашвили не хочет принимать это. Если Азербайджан станет посредником между Грузией и Россией, и это посредничество принесет успех, то это будет означать признание Грузией регионального лидерства Азербайджана.
Есть и иная версия:
ı) политика запугивания Турции. Среди мусульман в самой Грузии растет авторитет Турции. Эта не результат какой-то особой политики Турции, проводимой для мусульман Грузии, в целом, авторитет Турции во всем мире растет. Авторитет Турции в арабском мире выше, чем среди мусульман Грузии. Визит «президента» Абхазии Багапша в Турцию стало последней каплей в чаше терпения Грузия, однако официальный Тбилиси принимает во внимание следующее:
1) стремление Багапша и всего абхазского руководства попасть в Турцию. В течении длительного времени Турция под различными предлогами не позволяла Багапшу приехать в Турцию. Эти процессы происходили на фоне того, что в Турции абхазской диаспоры больше, чем абхазов в самой Абхазии. Абхазская диаспора в Турции неоднократно приглашала Багапша в Турцию, однако официальная Анкара не предоставляла для этого ни малейшей возможности. Мы все время держали эти процессы под пристальным вниманием и не заметили, чтобы Грузия хотя бы раз поблагодарила за такую категоричность Турцию. Визит Багапша в Турцию носил частный характер и преследовал цель прохождения медицинского обследования.
2) Абхазия борется за свою независимость не столько с Грузией, сколько с Россией. Абхазские политики рассматривают опасной для себя не столько Грузию, сколько Россию. Несмотря ни на какие официальные и дипломатические заявления, это факт. Поэтому вчерашняя автономная республика, нынешняя независимая Абхазия завтра вообще может перестать существовать. Грузия, учитывая ее вовлеченность в непростые политические процессы с Арменией, должна была проконсультироваться в абхазском вопросе с Турцией. Нынешняя турецкая элита открыта для подобный консультаций. Турция признает территориальную целостность Грузии, не только на словах, но и на деле. Турция предоставляет Грузии все, что та пожелает.
3) Использовать возможности армянского лобби в США. Ни для кого не секрет, что армяне покровительствовали Саакашвили, когда он получал образование в США. Сейчас у Саакашвили возникли трудности в отношениях с президентом и госсекретарем США. Саакашвили, воспользовавшись возможностями армянского лобби, хочет создать себе в США новый имидж. Поэтому отношение Саакашвили к важным для армян моментам изменилось. Этим можно объяснить активизацию грузино-армянских отношений в преддверии 24 апреля. Для армян факельное шествие является самой важной процедурой в программе действий, приуроченных к «геноциду армян». До этого подобное шествие организовывалось в Армении и оккупированном Нагорном Карабахе. В этом году факельное шествие состоялось и в Грузии. Саакашвили создал для этого все условия, посодействовал реализации программы действий, проводимых армянами в рамках «геноцида армян». Единственное, что не сделал Саакашвили, это не признал официально «армянский геноцид». Видимо, получив от армянского лобби в США то, что хочет, Саакашвили и на это решится.
Саакашвили может воспользоваться возможностями армянского лобби в двух направлениях:
1) Объединив усилия своих сподвижников и армянского лобби в США, оказать давление на Белый дом, иными словами, на Барака Обаму с тем, чтобы заполучить для себя пост премьер-министра в 2013 году. Проведя соответствующие конституционные изменения, Саакашвили уже создал для себя все надлежащие условия
2) Направить усилия армянского лобби в США на поддержку другого кандидата на пост президента США. Если Саакашвили не получит от Обамы того, чего хочет, он поддержит Дональда Трампа на предстоящих выборах в США.
Именно этим и может объясняться направление переговорщиков с Россией. И министр внутренних дел, и министр иностранных дел Грузии близкие Саакашвили люди, и знают его секреты. Они знают, что любая поддержка со стороны США Саакашвили вызовет ярый протест России, поэтому подготовлен специальный сценарий для России.
ıv) Антиазербайджанские выступления. Саакашвили прагматичный политик, готовый пойти на что угодно ради достижения своих целей. Поддерживая армян Саакашвили рискует испортить отношения с Азербайджаном. Саакашвили демонстрирует России и Западу опасность, нависшую над грузино-азербайджанскими отношениями. И здесь есть два направления:
Демонстрируя России готовность пойти наперекор интересам Азербайджана, Саакашвили хочет показать, что готов закрыть пути, по которому азербайджанская нефть через грузинскую территорию идет на Запад. Саакашвили рассчитывает, что тем самым он может заинтересовать Россию к диалогу.
Посылая месаж Западу, Саакашвили дает понять, что к власти в Грузии могут прийти пророссийские силы. Пророссийские силы не позволят трубопроводам, по которым азербайджанские нефть и газ идут на Запад, проходить через территорию Грузии. Однако Саакашвили недооценивает возможности Азербайджана.
Основная проблема Азербайджана – нагорно-карабахский конфликт. Этот вопрос до сих пор не использовался Саакашвили при реализации политики по Азербайджану. В первый год после становления президентом в результате революции роз Саакашвили мог решить любой конфликт на территории своей страны. Саакашвили поставил Аджарию в такое положение, что абхазцы и юго-осетинцы испугались. Саакашвили в то время мог содействовать решению нагорно-карабахского конфликта, если бы занял беспристрастную, объективную позицию, однако он занял антиазербайджанский курс. Затем Саакашвили, воспользовавшись ситуацией в регионе вознамерился стать региональным лидером, однако эта попытка не удалась.
Дважды Саакашвили подкидывал идею о конфедерации с Азербайджаном, теперь же этот лидер, объединившись с армянами, реализует антиазербайджанскую политику. В любом случае, уже налицо крах системы управления и политических взглядов Саакашвили.