Ахмедоглу: сейчас позиция России по Нагорному Карабаху не такая проармянская

Эксклюзивное интервью Bakililar.AZ c директором Центра политических инноваций и технологий Мубаризом Ахмедоглу.

Армения не говорит ни «да», ни «нет» обновленным Мадридским принципам. Какие рычаги воздействия в этой связи могут задействовать Азербайджан и международные организации, в том числе страны-сопредседатели Минской группы, ООН? Какие цели преследует Армения, затягивая время таким образом?

– Совбез ООН обладает большими возможностями влияния. Либо по собственной инициативе, либо по инициативе Минской группы ОБСЕ, ООН может принять резолюцию, придающую правовой смысл обновленным Мадридским принципам. Европарламент и Еврокомиссия продемонстрировали позицию, опирающуюся на нормы международного права и принципы справедливости в урегулировании нагорно-карабахского конфликта.

Мероприятие, проведенное недавно Социнтерном в Ереване, не дало Армении ожидаемого в отношении нагорно-карабахского конфликта.

Если Минская группа ОБСЕ не позволит больше Еревану затягивать время, это станет самым большим вкладом в урегулирование нагорно-карабахского конфликта на данном этапе.

Армения добровольно не вернет Нагорный Карабах Азербайджану. Единственной победой армян, на протяжении истории прибегавших ко лжи, мифам, блефу и шантажу, является оккупация Нагорного Карабаха. Поэтому речь может идти о взятии Нагорного Карабаха. Просто, в данном случае можно говорить о некоторых манипуляционных возможностях Армении.

Как, по-вашему мнению, может повлиять на нагорно-карабахское урегулирование тесное сотрудничество между Турцией и Россией с одной стороны, и азербайджано-российское сотрудничество с другой? Активизировавшееся в последнее время, более того, дошедшее до уровня стратегического партнерства сотрудничество между Азербайджаном и Россией является результатом ухудшения азербайджано-американских отношений, или официальный Баку тем самым хочет еще раз подчеркнуть свою значимость как надежного партнера России в регионе?

– Россия создала себе монопольное положение в переговорном процессе по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Даже США и Францию, входящих наряду с Россией в Минскую группу ОБСЕ, РФ изолировала от посредничества. Активность Турции и Ирана в нагорно-карабахском урегулировании раздражает Россию. Россия не позволит двум этим странам участвовать в нагорно-карабахском урегулировании.

Заявления, сделанные президентом и премьер-министром России в Турции, а также руководством Турции в Москве по поводу урегулирования нагорно-карабахского конфликта, следует рассматривать как отношение России с точки зрения этичного, дипломатического тона.

Возможно, что причина двухнедельной «отсрочки» после состоявшейся в Сочи 25 января трехсторонней встречи, заключается в изучении Россией роли Турции в нагорно-карабахском урегулировании.

В позиции России по нагорно-карабахскому урегулированию есть продвижки. Сейчас позиция Россия не такая проармянская, даже в некотором смысле антиармянская. Однако эту позицию России нельзя назвать проазербайджской. Россия не может предложить приемлемые условия никому, в том числе Азербайджану. Несмотря на то, что Россия является большим государством, она не может создать потенциал доверия, и сама никому не доверяет. Даже незначительные перемены влияют на позицию РФ.

Комментируя состояние переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, Вы заявляли, что Армения дала согласие на возвращение семи оккупированных районов Азербайджану. Нынешнее руководство Армении пришло к власти на «волне Нагорного Карабаха», то есть фактически возвращение Арменией семи районов Азербайджану будет означать крах правящей верхушки этой страны, что же должно произойти в Армении, что должно осознать руководство этой страны для мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта?

– Все нужное происходит. Позиция армянского общества по поводу Нагорного Карабаха ослабевает. В целом, армянская диаспора во всем мире утрачивает свою силу. Проблемы в демографии Армении и ассимиляции в диаспоре развиваются по нарастающей. Долг Армении, не обладающей цельной экономикой, составляет 4,5 млрд.долларов. Бюджет Армении составляет 1,8 млрд.долларов, золото-валютные резервы этой страны составляют 340 млн.долларов. Следует учесть, что независимая Армения получила помощь у США в размере 2 млрд.долларов, официальная помощь, полученная у европейских и других стран, составляет 1 млрд.долларов.

Положение армянского общества и народа очень тяжелое и чем дальше, тем больше усугубляется. Будет лучше, если руководство Армении осознает это. Сегодня у армянской нации нет лидера, С.Саркисян не является лидером не только всемирного армянства, но и армян в самой Армении. Он ведет себя как лидер партии войны.

В Сочи до конца текущего месяца встреча Путина и Эрдогана. По информации ряда источников, к этой встрече примкнет президент Армении Серж Саргсян. Какой результат может дать эта встреча в плане нагорно-карабахского урегулирования?

– Я не считаю достоверным первый источник информации по поводу данной инициативы. Свое мнение о российско-турецких отношениях в контексте нагорно-карабахского урегулирования я изложил выше.

Турция избрала в процессе нормализации отношений с Арменией «бесшумную дипломатию». Некоторые источники сообщают, что Турция уже подготовила и представила Армении новую «дорожную карту», В этом документе, по утверждению источников, отражена необходимость возвращения Арменией ряда оккупированных районов Азербайджану. Турецкие источники уверяют, что Армения согласилась с этим планом и для его реализации попросила дополнительное время. Однако, официальный Ереван по понятным причинам это отрицает. Как по-Вашему, это очередная игра Армении для выигрыша времени, или можно ожидать реальных позитивных сдвигов в процессе урегулирования нагорно-карабахского урегулирования?

– «Бесшумная дипломатия» – показатель действия протоколов о нормализации турецко-армянских отношений. В то же время это означает, что попытки Азербайджана в связи с данным процессом остались без результата. В Турции предстоят выборы, поэтому политика (шум-гам, переговоры) отодвинуты в Турции на второй план, а экономику (бесшумную деятельность) выдвигают на передний план.

Турция и Армения под патронажем США создают определенную группу бизнесменов. Цель – постепенное выведение экономики Армении из сферы влияния России. «Бесшумная дипломатия» не имеет отношения к Нагорному Карабаху, а если имеет, то не отвечает нашим интересам.

К каким последствиям может привести новый виток напряжения в отношениях между Турцией и Израилем, и какое влияние это может оказать на ситуацию в регионе в целом? Какой политики должен придерживаться Азербайджан в этой ситуации?

– Происходящее между Турцией и Израилем ошибочно рассматривать с призмы отношений между двумя государствами. В регионе, где находится Израиль, нет интересов крупных сил. Политика, проводимая Израилем, мешает укоренению в регионе крупных сил (США, России, Китая и пр.). Израиль не смог стать региональным лидером, а просто выполняет функцию «регионального жандарма».

Принятие этой страной независимых решений больше соответствует понятию «шериф». Некоторое время назад Иран попытался укрепиться в этом регионе. В этом основная причина отношений Ирана с рядом государств этого региона, финансирование «Хамас»а, создание «Хизбуллах»а. Израиль хоть и не смог изгнать интересы Ирана из этого региона, зато не позволил им усилиться. Сейчас Турция пытается овладеть этим регионом, поскольку в двух других регионах, где представлены интересы Турции (Кавказ и Балканы) уже есть хозяин.

Разумеется, Израиль не будет враждовать с Турцией, как делает это с Ираном. Израиль будет ждать результаты предстоящих выборов в Турции, поскольку идея «османизма» поддерживается только нынешним руководством Турции. На выборах в Турции могут победить националисты и республиканцы. В этот период Израиль может снять блокаду с сектора Газа, а также создать условия для смелых шагов в направлении создания Палестинского государства.

Тем самым Израиль завоюет симпатии большой части арабского мира. После этого, для арабского мира идея «османизма» по сравнению с Израилем станет большим врагом.

Тектонические преобразования в регионе зависят от результатов выборов в Турции. В случае победы ныне правящей в Турции партии Справедливости и развития, на пути турецко-иранского союза станет израильско-арабский дуэт. В этом случае мы видим Израиль даже не в средних рядах, Израиль может оказаться в самых первых рядах.

Азербайджан должен поддерживать турецкое общество и турецкий народ, что он и сделал. Азербайджан должен был осудить убийство ни в чем не повинных людей, что и было сделано. В то же время мы абсолютно не должны ослаблять отношения с Израилем.

Я верю в то, что в ближайшее время потенциал доверия в таких вопросах между Азербайджаном и Израилем возрастет.

Даже если правящие партии в Израиле и Турции будут часто меняться, коренные интересы народов этих двух государств стабильны. Мы должны строить свою политику на этих глубинных интересах.

Как по-Вашему, могут ли Турция и другие мусульманские государства, объединив усилия, заставить Израиль следовать нормам международного права?

– В ближайшем будущем я не считаю такое возможным даже с теоретической точки зрения.