Акиф Меликов: в будущем Баку станет настоящей «Меккой туризма»

К сожалению, мы сами нередко недооцениваем себя, свой город.

Как сообщает AZE.az, на этот раз гостем рубрику "Мой Баку" на echo.az стал директор Азербайджанского академического театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств Акиф Меликов:

– Не могу не согласиться с гостями нашего города, которые от Баку в восторге. От его красоты, величия, блеска, от современности, которая не давит на историчность, а как бы обрамляет ее. От "восточного аромата Запада", как это представляется по Euronews.

Родился я на Касыма Исмайлова – угол Первомайской, ныне называется Заргяр палан. А потому восприятие Баку накладывается у меня на ощущения детства – всей моей жизни. И говоря о любимых местах в городе, я не могу не назвать, скажем, фонтан возле памятника Сабира. Он был удивительно красив, поскольку освещался невидимыми для глаза лампочками в разные цвета. Сейчас подсветкой не только фонтанов, даже фасадов городских зданий никого не удивишь, а в годы моей юности это было нечто. Рельеф местности – спуск, окружающие здания, историческая крепостная стена как бы держали внутри себя этот маленький уголок Баку, оберегали его, и даже в жаркие летние, в ветреные дни здесь всегда было уютно, прохладно, тихо.

Помню и другой фонтан, ниже филармонии. С сидевшими на бордюре большими бетонными лягушками, из пасти которых били струи воды, и плавающими внизу рыбками. Я всегда боялся, что лягушки вдруг оживут, спрыгнут в фонтан и съедят рыбок, но папа успокаивал меня – лягушки рыбок не едят.

Мой папа, летчик, по воскресеньям всегда гулял со мной. И прежде всего мы с ним заходили в крытый Пассаж, который в то время кипел жизнью. Как сейчас помню яркость и пестроту красок этого роскошного, истинно восточного рынка. Уложенные аппетитными горками фрукты и овощи как бы зазывали к себе, так и просились в наши руки, в сумки.

Большинство посетителей здесь знали друг друга, продавцы знали своих постоянных покупателей. Но люди здоровались друг с другом и улыбались друг другу, даже если не были знакомы. Здесь царил дух щедрой, плодородной, здоровой земли с ее природными дарами, дух сердечности и теплоты, дух солнца, которое щедро освещало рынок и этот пир запахов и вкусов через стекло крыши.

Еще помню ковры, которые вывешивали на балконах. Идешь по улице, и, видя эти красочные ковры, украшающие улицу, придающие ей что-то близкое тебе, домашнее, ощущаешь себя на этой улице как у себя дома. А еще ослики, на которых продавцы развозили свой товар, зазывая: "Тендир! Лаваш! Сюд!" Папа просил, чтобы меня покатали, продавцы охотно соглашались, и я с восторгом взбирался на спину ослика, чтобы проехать на нем верхом полквартала, а то и целый квартал.

И сейчас, когда я гуляю с детьми и внуками на площади Фонтанов, которая стала, безусловно, несравненно красивее, чем была раньше, я невольно вспоминаю Баку дней моего детства и молодости, его неповторимую, теплую, душевную ауру.

Что помимо всего прочего и прежде всего объединяет бакинцев? Наш старый бакинец, известный режиссер Фархад Агамалиев нашел для этого, на мой взгляд, очень простое и точное слово – "бакинство". То, что не объяснимо, ибо это скорее из области чувств и ощущений, нежели логики. "Бакинство" как знак особой отмеченности. Англичане говорят, что нельзя сказать "бывший аристократ". Нельзя сказать и "бывший бакинец". Даже применительно к тем, кто давным-давно уехал и живет за сотни, тысячи километров от Баку. Но, удивительно, что-то подобное, влюбленность в наш город, связь с ним чувствуют иной раз даже приезжие, иностранцы.

Да, сегодня Баку не совсем тот, что раньше, как и не совсем тот и я сам. Это естественно. Времена меняются. Но есть память, освещающая своим теплым светом все былое. И есть, стоит, как стоял века и тысячелетия наш Баку. Город, лучше которого нет, и который с каждым годом становится все лучше, все краше.

Раньше, когда я бывал в европейских столицах, нет-нет да закрадывались мысли – ну почему и у нас нет таких шикарных дорог, нет таких парков, таких первоклассных ресторанов и отелей. Или, помните, мы всегда пытались за рубежом что-то купить, то, чего у нас не было, не продавалось. А теперь посмотрите – Баку не узнать. Какие дороги, какие суперсовременные не просто даже здания – шедевры архитектуры. Я не говорю уже об отелях, ресторанах, о магазинах, соответствующих мировым стандартам.

И сегодня к нам приезжает немало гостей со всего света, но, я уверен, в будущем Баку станет настоящей "Меккой туризма".

К сожалению, мы сами нередко недооцениваем себя. Как писал Честертон: "Беда городских жителей не в том, что они ничего не знают о примуле или кукушке. Беда их в том, что они ровным счетом ничего не знают о собственных домах и оградах, о фонарных столбах и тротуарах. Иными словами, они… ничего не знают про большие города, в которых живут".

Этот упрек относится и к нам тоже, к тем, кто относительно недавно стал называться бакинцем, не приобщился к городской культуре, а, наоборот, привнес в нее нравы села.

Что касается нас, то "бакинство" нам надо сохранить и сохранить не только в нас, людях старшего поколения, в наших воспоминаниях, в нашей памяти, оно должно ПРОДОЛЖАТЬ ЖИТЬ, передаваться дальше.