Как сообщает AZE.az, 12 февраля, по инициативе азербайджанских диаспорских организаций Германии перед посольством Ирана в Берлине прошла еще одна акция протеста. Участники акции присоединились к голосу соотечественников в других странах и осудили вмешательство Ирана во внутренние дела Азербайджана, необоснованные заявления иранских СМИ против Азербайджана и его государственности.
AZE.az напоминает, что ранее аналогичные акции протеста прошли перед посольствами Ирана в Швеции и Бельгии. На 19 февраля запланирована еще одна акция протеста, на этот раз перед дипломатическим представительством Ирана в нидерландской Гааге.
Следует отметить, что Азербайджан, его народ и правительство всегда с уважением относились к истории, традициям и политическому курсу дружественного Ирана, хотя не всегда разделяли некоторые из внешнеполитических приоритетов южного соседа. Однако в последнее время в ряде иранских СМИ и из уст некоторых иранских политиков начали звучать какие-то непонятные, необоснованные и ничем неспровоцированные претензии в адрес Азербайджана и нашего народа.
Дошло до того, что некоторые политики Ирана стали публично озвучивать и рекламировать «теорию» этногенеза азербайджанского народа, выведенную по заказу армянского правительства так называемыми «историками» Армении. В этой постсоветской стране объявился некий «историк» Асатрян, живо заинтересовавшийся вопросом этногенеза азербайджанцев. Согласно его «теории», азербайджанцы, проживающиe по обе стороны реки Араз – это два разныx народа, лишь «случайно» говорящиe на одном языке и не имеющиe кроме этой «сущей малости» ничего общего.
При этом азербайджанцы Ирана – это, дескать, исконно и генетически арийский и в прошлом ираноязычный народ «азари», перенявший в силу тех или иных исторических факторов «пришлый» тюркский язык, в то время как азербайджанцы к северу от реки Араз – это потомки «кочевников из Средней Азии» в чистом виде, не сумевшие ассимилировать и смешаться с коренными местными народами, а вместо этого истребившие или прогнавшие их, так сказать, в «полном составе» в Дагестан и тем самым сохранившие свою «первосданную пришлость», не вобрав в себя абсолютно ничего местного.
Другими словами, иранские азербайджанцы – это генетически «чистые арийцы» на уровне ДНК, перенявшие тюркский язык и ничего, кроме языка, а азербайджанцы к северу от реки Араз – разношерстный конгломерат «кочевников» в их первосданном виде. Oбщность же языка – это пустячок, недоразумение. И тот факт, что в 1828 году Туркменчайский договор установил новую границу между Россией и Ираном по реке Араз, удачно распределив два «разных» народа по двум разным государствам, это, понятное дело, тоже чистой воды «совпадение».
Хотя, если поинтересоваться у Асатряна и последователей его ненаучной теории, то не исключено, что данный факт они объяснят тем, что авторы Туркменчайского договора с российской стороны, видать, уже тогда провели свое собственное этнографическое исследование и решили по итогам своего исследования вывести русские войска из Тебриза и оставить «отуреченных арийцев» в составе Ирана (чтобы, не дай Бог, не разъединять один народ), забрав «чистокровных кочевников» себе. Так сказать, на «перевоспитание».
Естественно, подобные «открытия» с удовольствием и немедленно подхватываются во всех слоях общества Армении – столице мировой “историографии-фэнтези”.
Следует заметить, что если бы Нагорный Карабах располагался не в центре Азербайджанской Республики, а, допустим, в центре иранской провиции Восточный Азербайджан, а Армения переместилась бы южнее (допустим, поближе к тому месту, где соприкасаются границы Ирака, Ирана и Турции), то данная «теория» претерпела бы вполне предсказуемые видоизменения – «чистокровными пришельцами» из Средней Азии, не вобравшими в себя ничего местного, оказались бы азербайджанцы Ирана, ну а к азербайджанцам далекой Азербайджанской Республики, территория которой оказалась бы теперь уже недосягаемой для армянских претензий, армянские «историки» потеряли бы всякий интерес и оставили бы их в покое.
Вот что бывает, когда наука подчиняется политике, а не фактам. В Армении понимают, что трогать иранских азербайджанцев нельзя, а то, не дай Бог, перестанут возить товары в Ереван или, чем черт не шутит, создадут препятствия в работе газопровода. Поэтому пусть уж они останутся автохтонами, имеющими несчастье говорить на чуждом им «кочевничьем» языке. Дело поправимое. Но чтобы культивировать в них равнодушие к Карабаху, не мешало бы объяснить им, что это не их проблема, а проблема пришедших из Закаспия племен «аг-гоюнлу» и «гара-гоюнлу», с коими они, «тюркоязычные арийцы», не имеют ничего общего.
К сожалению, в последнее время в Иране нашлись почитатели данной абсолютно ненаучной гипотезы, участились безответственные заявления сo стороны некоторых иранских СМИ и даже депутатов парламента. Проводятся псевдонаучные конференции по вопросам «Арана», куда приглашаются «эксперты» из Еревана.
Разумеется, подобные действия не могут вносить вклад в укрепление двусторонних отношений, а, напротив, подрывают их и льют воду на мельницу наших общих недругов – фашистов, стоящих сегодня у власти в Армении и виновных в совершении многочисленных преступлений против мирных жителей (если угодно, таких же мусульман-шиитов!) в Ходжалы, Гарадаглы, Малыбейли, Гушчуларе, Баганис-Айрыме и многих других селениях Азербайджана, подвергшихся агрессии армян.
Несмотря на то, что Азербайджан за годы армянской оккупации не почувствовал со стороны Ирана солидарности, азербайджанский народ все эти годы старался воздерживаться от критики, так как считал сотрудничество Ирана с государством-изгоем вопросом их двусторонних отношений. Поэтому в азербайджанском обществе надеются, что иранский истеблишмент отнесется к политическому курсу и политическим традициям Азербайджана с таким же пониманием, как и азербайджанское общество – к политическим традициям Ирана, и воздержится от вмешательства во внутренние дела Азербайджана и в вопросе выбора последним своих внешнеполитических приоритетов, партнеров и друзей.