Алекс Григорьевс, убранный из Баку, объявился в Кишиневе для еще одной революции?

О том, что в Молдове назрела революционная ситуация, не сказал разве что ленивый. Даже европейские чиновники, прежде неизменно благосклонно кивавшие на каждый вздох молдавской власти под либерально-демократическими и ура-европейскими знаменами, стали публично критиковать своих протеже. Подхватили они и фразу оппозиционеров «захваченное государство» – захваченное олигархами.

Как передает AZE.az, по статистическим данным, молдаване тратят больше денег, чем зарабатывают, причем, в основном, на еду, а 80% граждан должны приличные суммы либо госказне, либо банкам, пишет haqqin.az. «И это не считая того, что на плечи людей ляжет покрытие похищенного из страны миллиарда вместе с остальными долгами, которые успела наделать нынешняя власть. Всеохватная коррупция, чиновничий произвол, бездарная социальная и экономическая политика, явное обнищание населения – казалось бы, чем, кроме как «майданом», может увенчаться жажда перемен? Один из сторонников протеста прямо из палаточного городка на столичной площади написал в соцсети: «Мы – не майдан! Мы – народ Молдовы!!!»

А протесты-то массовые?

Итак, в воскресенье 6 сентября на центральную площадь молдавской столицы вышли участники протеста, организованного гражданской платформой «Demnitate si adevar» (в переводе – Достоинство и Правда, ДА), которая за полгода с момента своей регистрации уже провела целую серию антиправительственных выступлений. По подхваченным СМИ данным организаторов, митинг собрал чуть ли не 100 тысяч человек. Ряд информационных структур высказался осторожнее: «десятки тысяч».

Более точным определением стали бы «около полутора десятков тысяч митингующих», поскольку независимые эксперты оценили массовость в 15 – 17 тысяч человек, – кишиневская площадь Великого Национального собрания не столь уж велика, а большинство репортеров знают о нескольких точках фотосъемки, откуда людская масса выглядит плотнее и многочисленнее.

В этот же день на открытом воздухе одна из местных компаний сотовой связи проводила концерт с участием звезд российской и молдавской эстрады. Накануне ворохом посыпались сообщения, что певцы, в том числе заграничные, массово отказываются выступать. Молдавские – из патриотических соображений, мол, интересы народа важнее.

Впрочем, на протестах они замечены не были. Хэдлайнер концерта Филипп Киркоров благополучно отпел положенную программу. Да и трудно сказать, не сработал ли концерт как раз на пользу посещаемости площади, ведь до нее от бывшего ВДНХ, где гремела музыка, ходьбы минут 20. Что же не прогуляться-то по хорошей погоде? Масштабное афте-пати!

Кстати, одновременно в 60 километрах от Кишинева город Оргеев гулял на пышной ярмарке с оригинальным названием «Золотая осень» и радовался концерту с участием певицы Глюкозы. Российская поп-дива Жасмин на сцену не выходила, вопреки закономерным ожиданиям – жена ведь нового мэра-миллионера Илана Шора, который до сих пор является одним из главных фигурантов в деле о пропавшем миллиарде. Жителям Оргеева градоначальник нравится.

К ночи в центре молдавской столицы появились цветные грибочки палаточного городка, лидеры «ДА» анонсировали протесты «нон-стоп» до полного выполнения всех заявленных требований. О количестве палаток тоже можно спорить: декларировалось число от 60 до 150, а один из очевидцев в соцсетях рассказал, что они пронумерованы, но цифры выше «58» он не обнаружил.

К вечеру второго дня протестов с ораторской трибуны зазвучали объявления о пропавших и потерянных вещах. Кто-то с обезоруживающей непосредственностью попросил девушку, которая лишилась кошелька с деньгами и документами, подкинуть «хотя бы документы». Главное же – гражданская солидарность и общее дело! Ночь с понедельника на вторник в палаточном городке провели предположительно около тысячи человек.

Сколько майданов надо Молдове?

Со времен парада суверенитетов, в Молдове Великое Национальное собрание, проголосовавшее за Декларацию о независимости страны, воспринимается многими как истинно важнейший орган волеизъявления народа. Особенно к этой точке зрения пристрастны активисты тогдашней борьбы за демократию, занявшие в постперестроечные годы места во властных институтах рядом с прежними функционерами.

Впрочем, и отнюдь не высокопоставленные граждане говорят с нескрываемой гордостью о романтическом праве выйти на центральную площадь с одноименным названием и самим решить свою судьбу. И хотя о представительности Великих Национальных собраний можно поспорить (люди прибывают свободно вне зависимости от возраста и не проходят регистрации, а их количество ограничено пространством перед зданием правительства и никак не может сравняться даже с 10% избирателей), четверть века назад требование независимости скандировали действительно десятки тысяч людей.

Сегодня платформа «ДА» назвала свой митинг именно Великим Национальным собранием и даже проанонсировала намерение преобразоваться в партию Великого Национального собрания. Ее лидеры заявляли и заявляют об отсутствии конкретных лидеров. Не приемлют олигархический режим в Молдове, который лишь имитирует процесс евроинтеграции. Обещают продолжать протесты вплоть до реализации всех требований, среди которых отставка президента, правительства, генерального прокурора, досрочные парламентские выборы, возвращение похищенного миллиарда с примерным наказанием расхитителей национального имущества, снижение тарифов на коммунальные услуги и проч.

Вопрос лишь в том, почему к собранию, достоинству и правде примкнули столь немногочисленные адепты? Да еще при несомненно массовом недовольстве правящей властью… Удивительно миролюбивый и терпеливый характер молдаван?

Отметим, что даже внутрипарламентская оппозиция равняется числом правящей проевропейской либерально-демократической коалиции. Социалисты, поддерживающие восточный вектор внешней политики, пришли на выборах первыми и взяли более четверти мандатов в законодательном органе. Коммунисты оказались на третьем месте.

При полном неприятии со стороны Партии коммунистов любого контакта с социалистическим лидером Игорем Додоном (в прошлом – видная фигура ПКРМ) союз между ними недостижим. Тех же взглядов придерживаются социалисты относительно объединения усилий с платформой «ДА» в борьбе с молдавской властью, и в этом коммунисты с ними согласны.

В итоге, лидер Партии социалистов поддержал лишь нашумевшие в Кишиневе протесты танцевального коллектива «Кодрянка» против скандального строительства многоэтажки у самого здания знаменитой труппы в парковой зоне. Чуть позже Игорь Додон выставил ультиматум с требованиями и пообещал политические манифестации вплоть до – угадайте! – исполнения требований. Каких? Читайте выше! Только исключите евроинтеграцию.

В Молдове имеются даже собственные официальные экстремисты – партия «Наш дом – Молдова», именуемая в народе «Красный блок». Тоже выходцы из коммунистов, по некоторым слухам финансируемые из России. Но, очевидно, финансируемые из рук вон плохо, поскольку эти ребята, все сплошь достаточно молодые, сколь воинственны, столь и немногочисленны, а известность пришла к ним лишь в период пребывания под стражей за «ненавижу-эту-власть-экстремистские» поползновения.

Группа «Красного блока» в количестве примерно 300 человек собралась в другой части центра Кишинева одновременно с началом выступлений «ДА» и направилась к Генеральной прокуратуре. Там, по традиции, состоялась небольшая потасовка с сотрудниками полиции, оперативно подтянулся спецназ, и троих лидеров-активистов задержали. Их имена в очередной раз прозвучали во всех СМИ.

Трудно удержаться и не назвать здесь бывшего депутата от коммунистов Григория Петренко и его товарищей Павла Григорчука и Михаила Амбрерга, поскольку по официальным сообщениям, шестеро полицейских вынуждены были обратиться за медицинской помощью. Пострадали сами задержанные, планировали запереться в здании Генпрокуратуры или нет – узнаем, когда освободятся.

Майдан «за» или «против»?

Парадоксально, но в Молдове принцип «легко дружить против общего недруга» категорически не желает работать! И не помогает даже тот аргумент, что ничего не мешает поссориться потом над поверженным врагом.

Европейские флаги в руках манифестантов на митинге «ДА» представители левых сил, быть может, и стерпели бы, особенно, коммунисты, напомнившие недавно, как первыми начали налаживать контакты с ЕС. Но от румынских флагов и персон из «галереи славы» идей унионизма (объединения с Румынией) и национализма, они шарахаются как черт от ладана. Да тут еще экс-президент Румынии Траян Бэсеску публично руки потирает, мол, за 4 – 5 лет можно разобраться с объединением, а Приднестровье нам не надобно.

Не говоря уж о социалистах и их более радикальных единомышленниках, даже коммунисты, изрядно утратившие позиции после зимнего голосования за премьера Кирилла Габурича, рискуют остаться на выборах без голосов, если поддержат не тех знаменосцев. А именно новые выборы и есть основной камень преткновения.

Недавние соцопросы показали, что общество по-прежнему почти в равных пропорциях разделено на сторонников западного и восточного векторов внешнего развития страны. И хотя полку «восточников» прибыло, явного крена в этом направлении не наблюдается.

Любые действия альянса трех партий – Демократов, Либералов и Либеральных демократов – изначально сопровождались, если не одобрением, то молчанием представителей Брюсселя. Коммунистам за куда менее солидные проколы сразу «доставалось на орехи». С начала этого года из уст еврочиновников не раз прозвучали замечания, что либерально-демократическое правление дискредитировало европейскую идею в Молдове, и граждане свои беды ассоциируют с Ассоциацией с ЕС.

Развели, выходит, молдавские деятели европейских покровителей, щедрой рукой раздававших моральные и материальные авансы: назвались нужными словами, достигли власти и давай заниматься «общественно полезным трудом на свою пользу». К тому же, и с Москвой не забывают заигрывать.

Теперь основной угрозой из Европы видится такой вариант событий, когда начавшиеся протесты таки приведут к досрочным выборам, а народ возьмет и проголосует за левых адептов восточного курса. Стало быть, евроориентированные протесты послужат сближению с Россией. Однако едва ли акценты сместятся настолько сильно: мнение о страшных олигархах – предателях родины и евроинтеграции, ворах и душителях демократии – уже неплохо сформировано.

Главным злодеем пока назначили наиболее влиятельного члена Демпартии Влада Плахотнюка. Именно его требуют призвать к ответу молдавские манифестанты. При этом имя Влада Филата, лидера либерально-демократической партии и бывшего премьера, который в грохоте коррупционного скандала ушел в отставку и усадил в премьерское кресло преемников от собственной партии, почти не звучит.

«Неправильным» проевропейцам из правящих партий подготовлена альтернатива в виде «правильных», то есть, народных активистов из платформы – гражданской, между прочим! – «Достоинство и правда». А лица-то какие! Известный политолог и телеведущий Игорь Боцан, журналист Наталия Морарь, взлетевшая на молдавский Олимп, после протестов и смены власти в 2009 году. С ними немало звезд политических выступлений 90-х годов: и ничего, что они кричали «Русских – за Днестр, евреев – в Днестр», зато их в лицо знают, а кто старое помянет…

Плюс: вполне легитимно выглядит в данном случае именование протестов Великим Национальным собранием, а его организаторов Советом Великого Национального собрания. В случае досрочных выборов эти знаменитости вне власти имеют все шансы пройти по партийным спискам в парламент. Но, вероятнее всего, только они и станут в нем новыми лицами.

Власть договаривается с майданом?

Организаторы кишиневских протестов от платформы «ДА» оперативно провели встречи и с делегацией Евросоюза, и с послом США. Только вот с официальными властями Молдовы диалог не заметен.

Президент страны Николае Тимофти, опять же, по традиции, отличился на диво содержательным посланием, в котором сообщил, что в отставку уходить не собирается, потому как «это приведет к нестабильности и новому политическому кризису». Он не без благосклонности оценил «демократическое и основополагающее право граждан» протестовать и поспешил рассказать, сколько усилий приложил, чтобы устранить все государственные проблемы, вызывающие недовольство надорада. Одна беда – полномочий оказалось маловато, а министры с парламентом не слушаются.

После торжественного принятия от делегатов с площади списка требований премьер-министр Молдовы Валерий Стрелец тоже оказался по-сократовски выразителен, заметив, что миссия МВФ, которому отведена роль спасителя гибнущих молдавских финансов, может из-за протестов до Кишинева и не доехать, и что продолжение расследования банковского дела с миллиардом влетит государству в копеечку.

Будто в тон ему, на одном из местных телевизионных ток-шоу представитель платформы «ДА» призвал молдавские следственные органы самим заниматься поисками миллиарда, а не рассчитывать на дорогостоящие услуги американской компании «Kroll». «Невозможно через «Kroll» легальным путем истребовать украденный миллиард из-за границы», – подчеркнул он.

Ну, не прекрасно ли? Стоят люди по разные стороны баррикад и лично не встречаются, а видят все так сходно! Может, и в других вопросах сойдутся или это есть начало диалога?

Однако здесь выплывает еще один вариант развития событий.

Если майдан затевается – значит – это кому-нибудь нужно?

Рассмотрим по пунктам. Валерий Стрелец, как и три предшественника, включая Влада Филата, лидера либерал-демократов, является выдвиженцем его же партии. Кое-кто из молдавских журналистов и блоггеров сообщал о встрече в Лондоне Влада Филата и братьев Виорела и Виктора Цопа, где обсуждалась покупка принадлежащего братьям в Молдове телеканала. Об одном из лидеров платформы «ДА» злые языки распускают слухи, будто он – партнер по бизнесу этих самых братьев.

Миллионеров-братьев Цопа еще со времен пребывания у власти коммунистов во главе с Владимиром Воронининым преследуют в Молдове по закону, отчего они и обитают в Европе. Нынешней политик-демократ и по совместительству крупный олигарх Влад Плахотнюк, претендующий, по предварительным оценкам, на президентский пост, в период президентства Воронина состоял в его ближайшем окружении и, не выходя из тени, являлся одним из самых влиятельных «игроков» Молдовы. Ему приписывали немало вызывавших возмущение деяний тогдашней власти вплоть до рейдерских атак.

С братьями Цопа, как шепчутся в кулуарах, его связывали сначала дружественные, а потом совсем не дружественные отношения. Обсуждая события памятного 7 апреля 2009 года, завершившегося погромами парламента с президентской администрацией и сменой власти, нередко поминали все тех же братьев Цопа.

И на десерт – несколько слов о милых дамах. Упомянутая участница платформы «ДА», ведущая политического телешоу «Интерпол» Наталья Морарь, написала в соцсетях, что ей звонил Влад Плахотнюк, а она пошутила – пригласила его к себе на передачу, «пока не попал в международный Интерпол». Ее соратник-активист «ДА» сообщил прессе, что лидеры платформы будут согласны на председателя своей будущей партии в лице Майи Санду, экс-министра образования от либерал-демократов, не раз обращавшейся во время заседаний правительства на «ты» к своему шефу Владу Филату.

В озвученной во время протестов резолюции платформа «ДА» призывает международных партнеров Молдовы по развитию объявить персонами нон-грата в ЕС и США демократа Владимира Плахотнюка, лидера либералов Михая Гимпу, президента Николае Тимофти, генпрокурора Корнелиу Гурина и руководителя Нацбанка Дорина Дрэгуцану. О Владе Филате снова ни слова, будто либеральные демократы и не стояли у руля 5 лет.

Само собой напрашивается предположение, что – дойдет ли до внеочередных выборов, не дойдет ли – при таком положении дел Влад Филат и его Либерально-демократическая партия не только не лишится власти, но даже выгадает. Если и впрямь весь сыр-бор затеян ради давления на конкурента в политике и финансах, то цель достигнута, и стоит лишь двум олигархам договориться, как протесты сойдут на «нет» с рядом выполненных для проформы требований манифестантов.

На второй день протестов в молдавских СМИ прошли сведения о том, что в столице было замечено присутствие экс-главы представительства Национального демократического института США Алекса Григорьевса, высланного из Молдовы 5 лет назад по подозрению в организации апрельских событий 2009 года и известного участием в «цветных революциях». (Напомним, что в 2013 году Алекс Григорьевс являлся главой представительства Института Национальной Демократии США в Азербайджане. Он был обвинен в организации так называемой "фейсбуковской революции", массовых беспорядков, финансировании радикальной оппозиции и выдворен из Баку – ред.).

Текущие протесты и впрямь прекрасно организованы: палатки новенькие, на площадь регулярно подвозят еду, полным ходом идет публичный сбор денег. Словом, если запланировано, на самом деле, добиться досрочных выборов, а платформа «ДА» окажется союзником ныне заграничных миллионеров и главного либерал-демократа, то шансы такой группы устранить конкурентов партии Влада Филата весьма велики. Туго придется и неудобным либералам, и демократам в лице олигарха Плахотнюка.

Особую важность приобретает завершение срока полномочий президента Николае Тимофти. Все оппозиционеры, включая ныне протестующую платформу «ДА», а с ними и партии власти в один голос ратуют за изменение процедуры президентских выборов с парламентской на всенародную.

В бытность президента Владимира Воронина об этом и не заикались – недемократично, мол, диктатора себе создаем, полномочия главы государства ограничивать надо. Теперь даже европейцы поддерживают возврат к президентской республике. А ну как опять в парламенте мажоритарного большинства не получится?

Протестные движения служат способом не только набрать политический капитал, но и полностью переформатировать отношение масс к конкретным персонам, как в худшую, так и в лучшую сторону. Кто сориентировался первым – снимет лучшие сливки. Посему народный гнев может послужить как раз тому, против кого он изначально был направлен. Осталось лишь увидеть, насколько велик запал этого гнева в Молдове».