Али Гасанов: количество существующих в Азербайджане партий неадекватно количеству населения

Администрация президента Азербайджана выразила отношение к мнению Венецианской комиссии в связи с законопроектом «О политических партиях».

Как передает AZE.az, заведующий отделом по общественно-политическим вопросам Администрации президента Азербайджана Али Гасанов перечислил моменты, по которым азербайджанская сторона не согласилась с Венецианской комиссией.

Заведующий отделом по общественно-политическим вопросам Администрации президента Азербайджана Али Гасанов заявил АПА: «Мы изначально довели до сведения Венецианской комиссии Совета Европы то, что четыре ее рекомендации не будут учтены в законопроекте «О политических партиях».

Он перечислил моменты, по которым азербайджанская сторона не согласилась с Венецианской комиссией: «Одним из них является вопрос учреждения иностранными гражданами политической партии в Азербайджане, их присоединения к борьбе за власть или финансирование ими политических партий. Мы не можем пойти на это.

Второй вопрос связан с тем, что в случае борьбы политических партий насильственным путем против Конституционного строя государство вправе закрыть эту партию и запретить ее деятельность. По этому поводу мы изначально отмечали, что каждая партия, ведущая насильственную борьбу против Конституционного строя, политической системы азербайджанского государства будет закрыта, ее деятельности будет положен конец. Это Конституционная норма Азербайджана.

Третьим вопросом был вопрос о численности людей, требуемой для создания политической партии. Мы считаем, что количество существующих в Азербайджане партий неадекватно количеству населения и политической палитре страны, намного превосходит их. Поэтому мы отметили в качестве основы закона политику роста, объединения, консолидации партий. Мы считаем, что для регистрации политической партии необходимо предоставление списка с 5000 сторонников или же членов партии. Представители Венецианской комиссии считают, что было бы лучше, если бы это число было 1000. В любом случае, это их версия, но они не обосновывают свои версии. Мы и в этом вопросе продолжаем принципиально оставаться на своих позициях, так как считаем, что политическая партия, не имеющая 5 тысяч членов, не может вести достаточно динамичную деятельность за власть в Азербайджане, вести политическую борьбу. Даже не сможет набрать 5 тысяч голосов, необходимых для избрания одного депутата. Тем самым не сможет претендовать на государственное финансирование. Мы считаем, что этот принцип не может препятствовать деятельности политических партий, а, наоборот, может дать стимул для их развития в объединенном, консолидированном порядке.

Четвертый вопрос был связан с процедурой прекращения деятельности политических партий, и он представлен в нашем проекте следующим образом: при обнаружении нарушений закона «О политических партиях» со стороны политической партии и насильственной борьбы и других действий, направленных против конституционного строя, принимаются меры в отношении этой структуры.

Сначала предупреждение, потом штраф, затем Министерство юстиции поднимает ходатайство о прекращении деятельности партии, и суд выносит решение. Этот принцип – самый демократичный, отвечающий правовым нормам. Во всех странах мира деятельность политических партий прекращается подобным образом. И по этому вопросу эксперты Венецианской комиссии имеют свое мнение. Они могут оставаться при своем мнении. Во всяком случае, мы в Азербайджане согласовали вопрос организации политической партии в соответствии с демократическими нормами Европы, всего мира.

Но, поскольку этот закон создан в Азербайджане, он должен соответствовать политической палитре Азербайджана, политической жизни и конституционному строю нашей страны, требованиям Конституции».

Вместе с тем, А.Гасанов не исключил внесения изменений в законопроект «О политических партиях»: «В проект могут быть внесены изменения. Для этого депутаты Милли Меджлиса должны обменяться мнениями и прийти к единому заключению. То есть, внесение или невнесение изменений зависит от обсуждения депутатов. Этот закон будет принят парламентом. Поэтому, в зависимости от волеизъявления парламента, этот закон может быть изменен, отменен, либо может быть принято иное решение».

А.Гасанов отметил, что после принятия закона «О политических партиях» не будет необходимости в повторной регистрации зарегистрированных до сих пор политических партий: «Конечно, закон не имеет обратной силы. Регистрация существующих партий останется в силе».

А.Гасанов не сообщил, когда именно закон «О политических партиях» будет представлен в Милли Меджлис: «Думаю, что путь законопроекта в Милли Меджлис открыт, и документ будет представлен в парламент».