«Аль-Каида» на Кавказе создала постоянный коридор из Чечни в Пакистан и Афганистан через Турцию и Азербайджан?

«Голос Америки» приводит рассекреченный доклад, который раскрывает информацию о связях Усамы бин Ладена с северокавказским вооруженным подпольем.

Как передает AZE.az, «Голос Америки» в статье «Аль-Каида» на Кавказе: что было при бин Ладене», отмечает: вопрос о том, кто заменит Усаму бин Ладена – Айман Завахири или Анвар Авлаки – эксперты по Северному Кавказу считают не самым главным, так как оба этих деятеля одинаково известны своими симпатиями к северокавказскому вооруженному подполью. Этому региону Авлаки и Завахири уделяют гораздо больше внимания, чем это когда либо делал бин Ладен.

Турецкие СМИ против НАК России

О связях «Аль-Каиды» с исламистами на Кавказе регулярно сообщают российские спецслужбы. Последняя подобная информация была озвучена 4 мая. Спустя несколько дней после ликвидации бин Ладена Национальный антитеррористический комитет РФ сообщил, что в Чечне убит эмиссар «Аль-Каиды», турецко-подданный Абдулла Курд, или по паспорту – Севдет Догер.

В турецких СМИ очередную победу НАК России на Кавказе оценили скептически. Главные газеты Турции написали, что код паспорта гражданина «TR-253183» был поддельным, а возраст к моменту выхода на джихад – детским: родился в 1976, в 1991 году – в 14 лет , как утверждается в сообщении НАК, – уже был в лагере Хаттаба в Чечне. Еще одна неточность – Хаттаб впервые появился в Чечне в 1994 году, то есть не мог быть шефом Севдета Догера в 1991 году. Другая деталь, о которой пишут турецкие журналисты: место рождения Севдета Догера – городок Бингол в провинции Сохлан, где проживает чеченская диаспора. То есть, вполне возможно, что Абдулла Курд был этническим чеченцем. В таком случае, мотивы его приезда в Чечню уже сложно ограничить исламскими идеями.

Несмотря на периодические провалы в сообщениях российской стороны о связях северокавказского подполья с глобальным терроризмом, о существовании подобной связи говорят и на Западе.

Западные эксперты при анализе интересов «Аль-Каиды» на Кавказе, как правило, аппелируют к рассекреченному докладу ФБР и ЦРУ, известному под названием SWIFT KNIGHT REPORT.

WikiLeaks по-американски

SWIFT KNIGHT REPORT появился в ноябре 2004 года на вебсайте американской организации Judicial Watch. Схожесть этой организации с WikiLeaks в том, что Judicial Watch тоже публикует секретные документы. Существенное отличие в том, что WikiLeaks пользуется неизвестными источниками, тогда как Judicial Watch добивается от спецслужб и властей официальной публикации, пользуясь законом США о свободе информации FOIA.

4 мая этого года Judicial Watch сообщил о получении от ЦРУ и Министерства обороны США документов, свидетельствующих о том, как интенсивные методы допросов, примененные к заключенным в Гуантанамо, помогли найти и ликвидировать Усаму бин Ладена. Документы Judicial Watch показывают, что в ходе допросов был установлен «курьер, который привел американских «морских котиков» к двери бункера стоимостью миллион долларов, ставшего для бин Ладена домом».

В тот же день – 4 мая – Judicial Watch объявил, что организация направила в Минобороны США официальный запрос на рассекречивание видео и фотоматериалов операции по ликвидации Усамы бин Ладена. По закону FOIA власти должны ответить на запрос в течение 20 рабочих дней.

Разведка Терского казачества, бин Ладен, Хаттаб и Мовлади

SWIFT Knight Report – рассекреченный в 2004 году ФБР и ЦРУ по запросу Judicial Watch файл – был составлен осенью 1998 года. Доклад раскрывает информацию о связях Усамы бин Ладена с северокавказским вооруженным подпольем во второй половине 90-х годов 20 века.

Согласно докладу, «личный друг бин Ладена амир Хаттаб, иорданец чеченского происхождения», был в числе 700 арабских боевиков, сконцентрированных в лагере, который располагался в Хартуме (Судан). Из этой группы, по данным доклада, «бин Ладен сформировал ядро «Аль-Каиды».

«В 1995 году бин Ладен направил амира Хаттаба вместе с девятью другими арабами со специальной миссией в Чечню. В задачу Хаттаба входила организация международных лагерей для тренировки террористов», – говорится в докладе.

Хаттаб, согласно документу, женился на сестре дагестанского лакца Надира Хачилаева, был в чине полковника и участвовал в боях в качестве полевого командира.

Файл также сообщает, что Хаттабу удалось создать три лагеря – в Ведено, Ножай-Юрте и еще один в горно-лесистой местности (не уточняется, где именно). Курс обучения в каждом из них длился два месяца, выпускники получали навыки минно-взрывного дела и стрельбы. Лагеря были хорошо укомплектованы тренировочным вооружением, а также имели возможность конструировать модели «мест диверсий».

В документе содержится также информация о том, что находясь на Северном Кавказе, Хаттаб оставался на связи с бин Ладеном, в рамках общей цели создал в Чечне «движение ваххабитов «Исламский путь» и планировал создать такие же «подразделения в других республиках Кавказа, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Азербайджане, Татарстане и Башкортостане. Среди задач на будущее было создание тренировочных лагерей в Дагестане и Ингушетии и в центральной России».

«Северному Кавказу и особенно Чечне бин Ладен отводил особую роль, – говорится в документе, – так как эти территории считались недосягаемыми для западных ракет».

Несколько раз в 1997 году к бин Ладену в Афганистан приезжали «люди Мовлади Удугова, а также дагестанские ваххабиты из Карамахи», – утверждается в документе. В ходе переговоров они пришли к соглашению «об обмене финансами и добровольцами». Для этих целей, говорится в документе, был создан постоянный коридор из Чечни в Пакистан и Афганистан через Турцию и Азербайджан. Через этот же корридор проходил и трафик наркотиков. Прикрытие в Чечне, как утверждается в документе, осуществлял человек бин Ладена, внедренный при содействии Мовлади Удугова на высокий пост в министерстве иностранных дел. Сообщается только кличка этого человека – Абу Саяф. Реального имени в документе нет.

«25 арабских боевиков появились в тренировочных лагерях в Чечне, – сообщает документ со ссылкой на данные «разведки Терского казачества», – у всех были паспорта граждан арабских стран, но окружающие знали их только по кличкам. Реальные имена были известны только Хаттабу и Абу Саяфу».

Ближние и дальние цели «Аль-Кайды» в регионе к моменту написания секретного отчета в 1998 году выглядели слишком амбициозными: «распространение джихада на всей территории Северного Кавказа – «от моря до моря», в Центральной Азии, на всей территории России. Создание ячеек в Чечне, Дагестане, Кабарде, Карачае, Балкарии и Крыму».

В 2011 году план, написанный Усамой бин Ладеном в 1994 году, выглядит уже слишком реалистичным.