У меня создалось впечатление, что армянское население ожидало моего визита в Ереван.
Как сообщает AZE.az, председатель Управления мусульман Кавказа хаджи Аллахшукюр Пашазаде дал интервью ANS TV в связи с недавним визитом в Ереван.
-Господин Пашазаде, на прошлой неделе вы посетили Ереван. Каким было ваше первое впечатление? Что вам запомнилось больше всего?
-Для меня было тяжело ехать туда, очень тяжело. Внутренний голос говорил, что если я еду, если я смогу там говорить об истине и должен говорить об истине, то не имеет значения, куда я еду. Куда бы это ни было, я должен был ехать. Если бы не поехал, это было бы проявлением трусости, к тому же, там, в рамках мероприятия, должны были пройти выборы и мое присутствие там в качестве сопредседателя было просто необходимо. В противном случае я лишился бы возможности в качестве сопредседателя доводить до внимания международного сообщества правду об Азербайджане с трибун таких организаций, как ЮНЕСКО, ООН, в мировых СМИ.
По правде говоря, я знаю, это слышат на той и на этой стороне. Но я должен сказать правду и сказал ее там. В Ереване никаких новшеств я не заметил. Увидел лишь одно новое здание. Меня всюду сопровождал один человек. Он был в Азербайджане, участвовал на саммите. Я высказал ему свое мнение – что он, будучи в Баку стал свидетелем бурного развития в нашей стране, и что в Ереване нет новых построек. Улицы, неосвещенные дороги, все было без изменений, как в советские времена.
-Т.е., с каким положением вы там столкнулись? Население Еревана вам показалось малочисленным или многочисленным, говорят, многие покидают Армению?
– Я не знаю, какая там численность населения. Я передвигался по улицам на автомобиле. На улицах попадали в пробки, движение нередко затруднялось. Это показатель большого скопления населения. Однако, там люди не так близки. Поинтересовался, оказывается, у них всего несколько станций метро, в ближайшее время планируется открыть еще несколько. Чувствовалось, что у людей есть желание, словно, что-то сделали и сегодня не могут отступить от этого. На каждой встрече, чувствовалось, хотят подойти. Ищут путь решения проблемы. Откровенно сказали, что хотят решения этого вопроса, каким бы путем это не было.
-В Ереване состоялась трехсторонняя встреча с участием Патриарха всея Руси Кириллом и армянским католикосом Гарегиным II. По итогам встречи было оглашено заявление, подразумевающее отвод снайперов с линии соприкосновения войск. Но, по-видимому, армянская сторона и в этот раз не намерена соблюдать соглашение.
-Вы знаете, я очень сожалею об этом. Мы являемся общественной организацией, а не государственной. Мы не можем что-то категорично выдвигать перед главами государств. Это может быть лишь пожеланием или предложением. Они мне сказали, что каждый месяц на линии соприкосновения войск у них погибает 2-3 солдата. Перед моим отбытием, в результате нарушения перемирия у нас на линии фронта погиб один солдат. С их стороны потери составили 4 солдата. Разве слез одной матери мало? Если перемирие, то стороны должны полностью соблюдать его.
Мы порекомендовали руководству, если есть возможность, отвести снайперов с линии соприкосновения войск. Остальные вопросы находятся в усмотрении глав государств. Вопросы, под которыми мы подписались, не носят характер обязательства. Мы не берем на себя какие-либо полномочия. Они носят лишь рекомендательный характер.
Но скажу вам, что моя поездка туда оказала на меня хорошее впечатление. Думаю, что народ ждал, чтобы я поехал туда. До совершения визита я придерживался иного мнения, после поездки я совсем иного мнения. Я еще раз увидел своими глазами масштабность, развитие, усовершенствование Азербайджана. И они сами это признали. Более того, когда заходила речь на эту тему, они говорили нам, что у нас богатое государство.
На линии соприкосновения войск возможно мы проведем новые встречи. Как с представителями интеллигенции, так и с ними. Под линией фронта я подразумеваю азербайджано-армянскую границу. Мне бы очень хотелось, пригласить сегодня Гарегина в Нахчыван. Пусть он увидит происходящее там развитие. По-моему эти встречи скорее продуктивны, чем вредны.
– Господин А.Пашазаде, насколько мне известно, Вы провели встречу с президентом Армении и на этой встрече Вы изложили ему свою позицию. В чем заключались ваши претензии и какие ответы последовали на них?
– Говорить о подробностях данной встречи, естественно, было бы неправильно. Я сказал свое слово, что нужно я сказал. Я бы не хотел все раскрыть. Когда я говорю президент Армении, я имею в виду политических руководителей. Я ему сказал о том, что проливается кровь этого народа. Вы будете отвечать за это перед Аллахом. Лично вы будете отвечать. Этот вопрос должен быть урегулирован мирным путем. Карабахский вопрос должен быть решен в рамках закона. Карабах и 7 азербайджанских районов должны быть освобождены. Все эти вопросы были подняты и на них частично были даны ответы.
Я провел с ними открытую беседу, мне было оказано хорошее отношение. Цель не заключалась в том, чтобы сломать какого-либо руководителя. Пусть не думают, что я сломил армянское руководство. Это не так. Я, как религиозный деятель, напомнил им обоим – и Гарегину, и главе государства – об Аллахе. Сказал, что мы все уйдем из этой жизни, будем отвечать перед Аллахом за кровь погибших людей. У нас у всех один Аллах. Один Творец. Нельзя проливать кровь за должность, за что-либо. Нужно остановить это. Эта проблема должна быть решена в скором времени. И он согласился с этим.
Думаю, что этого достаточно. Не в полной мере, но в какой-то степени переговоры состоялись. И он тоже ответил. Мои вопросы не остались без ответа.
– Господин Пашазаде, до Вашего выступления президент Армении покинул зал. Пресса обосновала это тем, что Саргсян постеснялся столкнуться с Вашей критикой. Каково Ваше мнение?
– Я бы так не сказал. Некоторые люди и источники информации в первую очередь создают вражду. Мы же ехали с мирными целями. В период нашего пребывания там находились руководители ОБСЕ. И они должны были поехать. Еще до моего выступления, когда проходило мероприятие, он встал, извинился перед патриархом, подошел ко мне, извинился передо мной, сказал что его вызывают, он должен идти.. Добавил, что мы еще увидимся. Это то что я увидел. То есть он даже не знал, о чем я буду говорить. То есть никого протеста там не было.
– То есть, по-Вашему, этот визит был полным и насыщенным?
– У меня еще оставались кое-какие сомнения. Думал, что что-то может произойти, во время выступления. Какая-то провокация по отношению ко мне. Но никакой провокации не было. Я увидел всех начиная с Гарегина, заканчивая президентом. Президент проводил меня до автомобиля. В аэропорту меня приветствовал сам Гарегин, были устланы ковры. Хотя когда он прибыл в Азербайджан, конференция уже началась, и я не смог встретить его. Они проявили ко мне хорошее отношение и уважение. Я думаю, если будет больше переговоров, можно будет решить проблему мирным путем, и я как шейх не хочу решения военным путем, в то время когда есть стабильность. Этого не допускает и Аллах. Но есть еще важные вещи в жизни, от которых мы не можем отказаться.