«Возвращение посла Мэтью Брайзы в Вашингтон отрицательно скажется на отношениях между Азербайджаном и США», – считает американский аналитик.
Как передает AZE.az, независимый аналитик по вопросам безопасности, политики и экономики в регионе Каспия Алекс Джексон считает, что отзыв Мэтью Брайзы является внутренним вопросом и не является стратегическим решением Белого Дома.
– Как вы охарактеризуете американо-азербайджанские отношения после того, как посол Мэтью Брайза вернулся в Вашингтон?
– Возвращение Мэтью Брайзы несомненно отрицательно скажется на отношениях между Азербайджаном и США. Отсутствие посла в Баку создает напряженность. Азербайджан считает, что его обделили вниманием. Разумеется, официальный Баку понимает, что отзыв Брайзы является внутренним вопросом и не является стратегическим решением Белого Дома, однако еще один период без посла не будет выгодным для стратегического партнерства.
– Из-за критики армянской диаспоры, кандидат президента Обамы на пост посла США в Азербайджане сталкивается с задержками в Конгрессе. Каким Вы видите фактор влияния армянской диаспоры в этом избирательном году? Сможет ли Администрация решить такие спорные вопросы как «геноцид армян», назначения послов в Баку и Ереван?
– В год выборов ни Конгресс, ни Белый Дом не захотят сделать каких-либо шагов во внешней политике, которые будут требовать большого политического капитала, при этом ничего не получив взамен. Избирательная политика важнее, чем внешняя политика. Даже если Администрация захочет послать Брайзу в Баку или заблокировать голосование по «геноциду армян» в Конгрессе, все равно избирательная политика будет оставаться важным фактором.
Демократы не хотят потерять поддержку армянского лобби на таких решающих избирательных полях боя как Калифорния. Поэтому мы ожидаем, что правительство США будет более осторожным в таких деликатных вопросах в 2012 году и не предпримет каких-либо решительных шагов или инициатив.
– Можем ли мы назвать 2011 год безуспешным в переговорах по Нагорному Карабаху? Какова будет позиция США по этому поводу в 2012 году?
– 2011 год был очень неудачным для переговоров по Карабаху. Он ознаменовал конец относительно положительного периода, который начался сразу после российско-грузинской войны в 2008 году. Последняя июньская встреча в Казани не дала никаких результатов и разочаровала Минскую группу ОБСЕ. Позиция США в 2012 году останется ограниченной. Отчасти это из-за внутренних политических проблем, с другой стороны же США довольны тем, что Россия заняла лидирующую позицию на переговорах по Карабаху.
– Каковы отличия между российским и западным подходом к проблемам безопасности в Азербайджане и Южном Кавказе? На какой стороне должен находиться Азербайджан, чтобы обеспечить свою безопасность и развитие?
– Россия в последнее время занимает более сбалансированную позицию в вопросах безопасности на Южном Кавказе и кажется заинтересованной в мирном урегулировании конфликта. Хотя с приходом к власти Владимира Путина все может поменяться, так как он занимает более агрессивную и расчетливую позицию. Россия склонна к политическому реализму, Запад же – к переговорам и компромиссу.
В политика Запада основную роль играет энергетический потенциал Азербайджана. Россия же смотрит на Азербайджан больше как на постсоветскую страну и важную часть региональной архитектуры безопасности, нежели как на источник нефти и газа.
Азербайджан довольно успешно создал равновесие между Россией и Западом. Россия важна в плане безопасности, Запад же важен как привлекательный партнер для экономического развития.
– А что насчет ЕС? Как влияет на процесс евроинтеграции экономический кризис в Европе? Может ли кризис задержать этот процесс?
– Экономический кризис в Европе, разумеется, задержит или остановит процесс. Европа не заинтересована в привлечении новых и потенциально проблемных членов. К тому же страны сами мало заинтересованы в Еврозоне, полной долгов и политических проблем. Турция уже менее заинтересована в этом, в таком случае, почему кавказские страны должны иметь больший интерес?
– Верите ли Вы в перспективы энергетического сотрудничества между Азербайджаном и ЕС, несмотря на протесты России и Ирана против некоторых проектов в бассейне Каспия?
– Единственный проект, против которого действительно выступают Россия и Иран это транскаспийский трубопровод. Азербайджан очень осторожен в этом вопросе, и нет никаких признаков того, будет этот трубопровод когда-либо построен или нет. Помимо этого, Россия и Иран приняли роль ЕС в энергетическом сотрудничестве с Азербайджаном и вряд ли выступят против этого.
– Насколько серьезны угрозы в отношении Ирана в настоящий момент? Какие угрозы могут ожидать Азербайджан в качестве северного соседа Ирана?
– Угрозы против Ирана более серьезны, чем они были раньше.
Азербайджан опасается этого. Запад оказал давление на Азербайджан, чтобы использовать его территорию как базу против Ирана, но страна отказалась от этого. Азербайджан не хочет, чтобы Иран обладал ядерным оружием, но основная цель Баку не допустить перерастания проблемы в рознь.
Израильско-американская атака ограниченно отразится на Азербайджане, однако, если Баку будет сотрудничать с США и Израилем, Иран (и Россия) могут стать врагами Баку.