Американский аналитик: у каждой страны Южного Кавказа есть внешние и внутренние угрозы

Эти внутренние угрозы относятся к этническим конфликтам, сепаратизму, экономической нестабильности.

Как сообщает AZE.az, АПА публикует интервью с автором книги «Контроль глобальной безопасности: Кавказские государства», доцентом Центрального университета Флориды и координатором по программам ООН Хуманом Садри.

– В последней книге вы отмечаете, что существуют угрозы безопасности в Кавказском регионе. Что это за угрозы?

– Как я отметил в моей книге «Контроль глобальной безопасности: Кавказские государства», на самом деле у каждой из стран Южного Кавказа имеются угрозы извне. Несмотря на это, самые важные факторы – это внутренние угрозы для каждой страны региона. Эти внутренние угрозы относятся к этническим конфликтам, сепаратизму, экономической нестабильности, которые мы наблюдаем после того, как эти страны обрели независимость.

– Американо-азербайджанские отношения долгое время были основной темой обсуждения аналитиков по региону. Как бы вы охарактеризовали важность Азербайджана для США?

– Азербайджан важный партнер США как минимум по трем главным причинам: 1) Азербайджан основной производитель нефти для европейских союзников США; 2) Азербайджан является мусульманской страной, где наблюдается последовательное развитие демократии, которые США считают основной целью для своих союзников; 3) Баку может служить примером современным мусульманским странам, желающим развиться как в экономическом, так и в политическом плане, в вопросе отделения религии от государства.

– По мнению некоторых аналитиков, другим вопросом в американо-азербайджанских отношениях может быть соседний Иран. Какими вы видите место и роль Азербайджана и других постсоветских стран в вопросе ядерной угрозы, исходящей от Ирана?

– Коснувшись плана ядерной энергетики Ирана, должен отметить, что основная цель Тегерана – это сохранение режима. Иранские лидеры видели вмешательство Запада в режим Саддама, не обладавшего ядерным оружием. Лидеры Тегерана также видели, что США и их союзники не атаковали Северную Корею, которая обладает ядерными технологиями. На самом деле, западные страны пытаются вести переговоры с северокорейским режимом. Эта реальность вынудила Иран в скорейшем времени приступить к разработке такой технологии для того, чтобы отразить любую атаку.

Помимо этого, Тегеран старается стать защитником более слабых стран и поддержать политику антигегемонии в регионе. Разрушение инфраструктуры соседних стран не несет пользы Ирану с политической точки зрения. Не думаю, что в ближайшем будущем Тегеран совершит атаку на инфраструктуру соседних стран, потому что это даст оправдание военным операциям Запада против Ирана.

– Касаясь региональной безопасности, в какой степени возможна деятельность НАТО на Южном Кавказе? Могут ли стать членами организации Азербайджан и Грузия, у которых имеются неурегулированные конфликты?

– Принимая во внимание реакцию большинства стран-членов ЕС в связи с российско-грузинской войной в 2008 году, я не думаю, что в ближайшем будущем Азербайджан и Грузия станут членами НАТО. Несмотря на это, я уверен, что, не будучи официальными членами альянса, они смогут продолжить участие в программах партнерства, начатых странами-членами НАТО в области обороны.