Однако Азербайджан не сможет со своими запасами в одиночку конкурировать с другими энергетическими партнерами Европейского Союза.
Как сообщает AZE.az, АПА публикует интервью эксперта по энергетическим вопросам Института Центральной Азии и Кавказа американского Университета Джона Хопкинса Яна Сера.
– Ваши прогнозы о спросе Европы на «голубое топливо» и о ценах на газ? В чем заключается роль Каспийского региона, особенно Азербайджана, в обеспечении энергетической безопасности Европы?
– После шока, пережитого от глобального финансового кризиса, вопрос энергетической потребности Европы снова стоит на повестке. Я ожидаю, что спотовые цены, создающие гибкий ценовой механизм и обеспечивающие конкуренцию на энергетическом рынке, станут причиной повышения контрактных цен. Каспийские энергопроизводители могут воспользоваться этим.
Азербайджан является решающим звеном в цепи «Южного коридора». «Южный коридор» не только обеспечивает энергетическую безопасность Европы, но и имеет большую геополитическую важность для бывших советских республик Кавказа и Каспийского региона. Этот проект дает новые возможности для расширения внешних связей и открывает новые области экспорта.
– Ходят слухи, что проект «Набукко», предназначенный для транспортировки газа в Европу из Каспийского региона, потерял свое значение. Что вы думаете о будущем этого проекта?
– Диверсификация энергопоставщиков все еще остается актуальной, в связи с этим вопросом у Европы нет никаких сомнений. Потому что у Европы нет другого выхода для уменьшения риска зависимости от российского газа. Поэтому Европа обратило свое внимание на Каспий. Однако Азербайджан не сможет со своими запасами в одиночку конкурировать с другими энергетическими партнерами Европейского Союза. Всем понятно, что без центрально-азиатских стран будет сложно реализовать этот проект.
– Что вы можете сказать о контракте между Азербайджаном и Россией об экспорте газа? Может ли это нанести вред проекту «Набукко» и энергетическому сотрудничеству Азербайджана и Европы?
– В настоящее время объем поступающего в Россию газа не велик. Контракт между ГНКАР и «Газпромом» не создает проблем. Другой вопрос же связан с тем, что решение Карабахской проблемы, являющейся слабой точкой в отношениях между Азербайджаном и Россией, и в целом других конфликтов на Кавказе невозможно без участия России. И это не дает Баку возможностей для маневров.